Журналист газеты "Ведомости" Максим Товкайло, работавший в пуле Белого дома, стал первым в истории этого учреждения изгнанником. Как пишут СМИ, чиновники обвинили журналиста в том, что он нарушил внутренние правила: рылся в столе, добывая информацию для редакции. После этого присутствие Товкайло в пуле было объявлено нежелательным, а чиновники удвоили контроль за его коллегами.
"Да, действительно, мы сказали, что не очень хотели бы продолжать с ним сотрудничество, персонально с ним", - рассказал об инциденте с журналистом "Ведомостей" пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрий Песков сайту Slon.ru.
По словам пресс-секретаря, Белый дом попросил заменить Товкайло "на другого журналиста, который будет в более партнерской атмосфере сотрудничать с нами в освещении деятельности правительства".
- История ограничений в Белом доме
"Дело в том, что работа пула осуществляется в соответствии с определенными правилами. Многие вопросы работы здесь, в Доме правительства, связаны с вопросами безопасности, функционирования учреждения, где активно работают с грифом "секретно", с грифом "для служебного пользования" и так далее", - пояснил Песков. "Соответственно, - продолжил он, - журналисты, которые работают в пуле Белого дома, прекрасно знают все правила. И все прекрасно знают, что журналисты не могут самостоятельно (ходить) по Белому дому, по служебным помещениям, по кабинетам госслужащих. Это всем прекрасно известно".
"К сожалению, Максим, несмотря на все наши увещевания, неоднократно предупреждался, что такой режим существует, и неоднократно его нарушал", - отметил представитель аппарата правительства. "Я бы предпочел, чтобы было положение, которое бы предусматривало какую-то достаточно жесткую ответственность журналиста за подобные действия", - добавил он.
Песков подтвердил, что Товкайло - единственный журналист, который со времен премьерства Владимира Путина был отлучен от пула. Правда, после этого пресс-секретарь оговорился, что в действительности "никого не отлучали", но он (Товкайло) "является нежелательным человеком в плане физического присутствия в Белом доме".
По мнению Пескова, "это никоим образом не является ограничением информации". "Это ограничение на доступ к несанкционированной информации", - сказал он. "Это то, что нас не устраивает и то, чему мы положим конец", - пообещал пресс-секретарь Путина.
Он признал, что "мы достаточно жестко контролируем передвижения журналистов по Белому дому", отметив, что "раньше, до того, как в пуле не появился Максим, этого не делали".
Напомним, что ранее о появившихся в пуле правительства ужесточениях контроля писала обозреватель "Ведомостей" Евгения Письменная. Она считает, что все началось с заметки "Ведомостей" о логотипе Олимпийских Игр в Сочи, в которой за несколько дней до официального представления был опубликован проект логотипа.
Аппарат председателя правительства решил, что эту новость рассказали "Ведомостям" именно в Белом доме. Обвинив журналиста "Ведомостей" в том, что "он рылся на столе чиновника" и фактически украл с его стола важную информацию (вероятно, как раз логотип Олимпиады), наказали абсолютно всех журналистов.
"Кремлевский пул": история Елены Трегубовой
Стоит напомнить, что несколько лет назад громкий скандал разразился в пуле Кремля. Его спровоцировала сотрудница газеты "Коммерсант" Елена Трегубова, работавшая журналисткой как при Борисе Ельцине, так и при Владимире Путине.
После своего увольнения в 2003 году, журналистка издала книгу, в которой рассказывала о многих представителях власти, с которыми была знакома лично. Персонажами книги в том числе были Владислав Сурков, Александр Волошин и сам Владимир Путин.
Осенью 2003 года разразился скандал - сюжет об этой книге сняли с эфира канала НТВ. Журналисты программы "Намедни" хотели воссоздать атмосферу одной из ключевых сцен книги "Байки кремлевского диггера": обеда в японском ресторане, куда Владимир Путин, будучи директором ФСБ, пригласил журналистку Трегубову.
Судьба Трегубовой сложилась так: в какой-то момент в ее подъезде прогремел взрыв. Она не пострадала, но сочла происшествие покушением на себя и уехала из страны. Позднее сообщалось, что журналистка получила политическое убежище в Великобритании.
История ограничений в Белом доме
Взаимоотношения правительства со СМИ выстраивались при каждом премьере по-разному. Во время премьерства Виктора Черномырдина все вопросы обсуждались в присутствии представителей прессы.
Первые ограничения для работы СМИ в Доме правительства появились в 1998 году, при премьере Сергее Кириенко, когда ограничили доступ журналистов на заседания кабинета. Осенью того же года новый премьер Евгений Примаков вообще удалил прессу из зала заседаний - журналисты могли лишь смотреть отдельные выступления членов правительства по телевизору. В 1999-2004 годах, при Владимире Путине и Михаиле Касьянове, журналистам показывали только вступительное слово премьера, информация же о ходе и итогах заседаний правительства распространялась на брифингах.
Ненадолго вернуть гласность в Белый дом удалось Михаилу Фрадкову, во время его премьерства журналисты получили возможность вновь лицезреть работу кабинета в режиме онлайн.
В мае 2004 года была сделана попытка запретить министрам обсуждать какие-либо вопросы с журналистами без разрешения премьера, вице-премьера или главы аппарата Белого дома. В принятом 27 мая регламенте запрет на общение был снят, но обсуждаемые вопросы остались под грифом "для служебного распространения".
18 октября 2007 года премьер Виктор Зубков вновь закрыл заседания кабинета для прессы. После заседания журналистам разрешалось задавать вопросы основному докладчику.
В ноябре 2007 года СМИ сообщили о планах запретить чиновникам среднего и нижнего звеньев общаться со СМИ, а также ограничить перемещение журналистов в Белом доме. Однако никаких конкретных решений принято не было.
В большинстве министерств и ведомств работа с прессой также ведется в режиме ограниченного доступа на мероприятия — такой порядок существует со времен Михаила Фрадкова.