Российский ученый Игорь Сутягин, осужденный в России за шпионаж, а после участии в обмене на десятку разоблаченных в США российских шпионов проживающий в Лондоне, утверждает, что при допросах заключенных в СИЗО "Лефортово" применялись психотропные препараты. Об этом Сутягин рассказывает в публикации на сайте "Права человека в России".
По словам Сутягина, на допросах в "Лефортово" ему якобы давали "растворенный в коньяке" некий психотропный препарат, делающий человека "податливым" и заставляющий выполнять любые приказы. Как говорит Сутягин, после этого у него появились провалы в памяти.
Ученый утверждает также, что спецсредства применялись против его соседа по камере - бывшего начальника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина. После одного из допросов Пичугин вернулся в камеру в странном виде.
"Мутные желтовато-серые белки глаз. Остановивший взгляд, не способный сфокусироваться ни на чем. Неестественно распрямленные, не сгибающиеся руки и ноги. И полная заторможенность - лишь безжизненным механическим голосом односложно отвечает на вопросы". В такое состояние Пичугин пришел после того, как выкурил на допросе сигарету, описывает его состояние Сутягин.
В официальных структурах заявления Сутягина опровергают. В частности, представитель одной из российских спецслужб, знакомый с "делом Сутягина", заявил РИА "Новости", что утверждения Сутягина о том, что против него на допросах в РФ использовали психотропные препараты, не соответствуют действительности.
"Последние заявления Сутягина о том, что к нему якобы применяли психотропные препараты в СИЗО "Лефортово", являются от начала и до конца вымыслом", - сказал источник агентства.
"Нет ничего странного в том, что Сутягин начал эту пиар-кампанию именно сейчас, когда надо привлечь к себе внимание и попытаться развить тему недавнего шпионского скандала. Эти заявления - заказ тех, на кого давно работает Сутягин", - добавил представитель спецслужбы.
В то же время брат Сутягина Дмитрий верит заявлению ученого - он и раньше заявлял, что в СИЗО ему давали наркотики. Дмитрий считает, что применение спецслужбами психотропных препаратов не является единичным случаем. "Я не думаю, что на Игоре ставили эксперимент. Наверное, у спецслужб есть такая практика", - сказал Дмитрий Сутягин "Интерфаксу". "Не думаю, что психотропные препараты применяются повсеместно. Однако в отдельных случаях они, безусловно, используются", - заявил он.
Адвокаты Игоря Сутягина заявляли о применении препаратов, содержащих психотропные вещества, еще во время следствия, напомнил брат. "Однако доказать этот факт очень сложно, поэтому попытки приобщить эти материалы к делу были прекращены", - отметил Дмитрий. "В это не верится, когда это происходит не с тобой. Когда нам предоставили эти записи во время судебного процесса над Игорем, мы поняли, что это реальность", - указал он.
Человек, которого спас провал разведки
Игорь Сутягин, бывший завсектором военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований Института США и Канады РАН, весной 2004 года был приговорен Мосгорсудом к 15 годам лишения свободы за государственную измену в форме шпионажа.
Ему предъявили обвинения в передаче сведений о подводных лодках и системах ракетного предупреждения британской компании, под прикрытием которой, как считают российские спецслужбы, действовало ЦРУ. Во время судебного процесса ученый вину не признал.
В июле этого года Сутягин и еще трое россиян, осужденных в РФ за шпионаж, были помилованы президентом Дмитрием Медведевым, а затем в аэропорту Вены состоялся их обмен на десятерых человек, задержанных в США по обвинению в нелегальной деятельности в пользу России и высланных из страны. Сутягин в результате оказался в Великобритании и в настоящее время проживает в Лондоне.
Ранее Сутягин заявлял, что намерен вернуться в Россию, тем более что он был снабжен российскими документами, да и препятствий к возвращению в страну ему, как гражданину, не чинили. Теперь же он опасается повторного ареста. Сутягин говорит, что Россия возвращается к своему авторитарному прошлому и все живее напоминает ему содержание романа-антиутопии Джорджа Оруэлла "1984".