Президент России Владимир Путин сказал, что Россия не будет торговаться по поводу условий помощи США в борьбе с терроризмом. Однако в комментариях кремлевские советники раскрывают длинный список условий, которые Москва надеется поставить Вашингтону, передает сегодня статью в The Washingtone Post сайт Inopressa.Ru.
В этом списке содержатся как открытые требования, например, чтобы США пообещали, что всякое их военное присутствие в бывшей советской Средней Азии будет временным; так и скрытые надежды на то, что президент США Джордж Буш перестанет критиковать войну, которую Россия ведет с исламскими боевиками в Чечне.
Многие российские политики видят также возможность добиться таких давно интересующих их уступок, как реструктуризация огромных советских долгов, ускорение вступления во Всемирную торговую организацию, а возможно и вступление в НАТО. До терактов 11 сентября об этом и думать было нельзя.
"Я могу сказать со стопроцентной уверенностью, что сотрудничество будет беспрецедентным, на небывалом уровне, - сказал Александр Олсон, проводящий опросы общественного мнения для Кремля. - Но Россия, несомненно, поставит условия такого сотрудничества".
Высокопоставленные американские чиновники, ведущие переговоры с Москвой, подтвердили, что острые дискуссии развернулись по самым разным вопросам, от уместности предложенной Бушем системы НПРО до критики чеченской войны и нежелания России позволить американским военным присутствовать в Средней Азии. Но они также сообщили об "улучшении духа сотрудничества" в разрешении разногласий по вопросам о НАТО, системе национальной противоракетной обороны и распространения ядерного оружия. "Не верьте российской печати, которая говорит, что Путин должен ответить на вопрос: с Западом Россия или не с Западом, - сказал Михаил Маргелов, союзник Путина в верхней палате российского парламента. - На этот вопрос мы уже ответили. Мы с Западом. Это решено".
The Washington Post предполагает, что в ближайшее время помощники Путина будут стараться получить у Соединенных Штатов уверения в том, что они не будут действовать односторонне и окажут военную помощь в случае массовых волнений на южных границах России в Средней Азии.
"Если Россия присоединится к Соединенным Штатам и станет целью для террористов, мы будем требовать, чтобы США оказывали нам прямую военную поддержку", - сказал Арбатов, представитель парламентского комитета по обороне. "Суть в том, что Россия не входит в НАТО, и мы не имеем никаких гарантий безопасности в случае нападения. Масштабные вооруженные действия США могут дестабилизировать ситуацию во всей Средней Азии", - добавил Дмитрий Рогозин, глава комитета по внешней политике.
В долгосрочной перспективе российские политики выступают за внешнюю политику, которую Сергей Караганов назвал "большой сделкой": Россия вступила бы вместе с США в новую коалицию, прекратила бы торговать оружием с Ираном и другими странами, обвиняющимися в поддержке терроризма, и сократила бы ядерный арсенал. "Но за это нам надо что-то получить", - сказал Караганов. По его словам, в качестве платы Россия могла бы принять "нерасширение НАТО до границ России, разрешение проблемы советского долга".
Кроме того, российские политики утверждают, что США должны относиться к России, как к равному партнеру, а не просто одному из союзников. Самое важное заключается в том, что Россия хочет принимать участие только в тех действиях, в отношении которых она будет одной из стран, принимающих решение, - считает политолог Сергей Марков. - Мы хотим, чтобы нас признали не в качестве крепостных Америки, а как независимое государство".