Влиятельный американский журнал The Economist анализирует данные о катастрофе двух российских самолетов, чтобы понять, было ли это делом рук чеченских террористов или же это просто трагическая случайность.
"Два пассажирских самолета, вылетевших из одного и того же аэропорта, падают с промежутком в несколько минут. Доказательств того, что это произошло случайно, или же какого-либо объяснения этому факту нет", - отмечает издание в материале, перевод которого опубликован на сайте Inopressa.ru.
Если виноваты пилоты или же имела место механическая неполадка, то никто уже не будет чувствовать себя в безопасности на борту невзрачного "Туполева" - основной рабочей лошадки российской внутренней (а иногда и международной) авиации. Гибель 90 человек возводит это происшествие в ранг самой крупной гражданской авиакатастрофы последних трех лет.
Однако оба самолета, по утверждению авиакомпаний, были в хорошем состоянии и рухнули незадолго перед или сразу после того, как достигли высоты крейсерского полета - наиболее безопасной зоны полета.
Издание ссылается на мнение экспертов, согласно которому ошибка пилота вряд ли была причиной катастрофы - тогда у экипажа наверняка было бы время для передачи информации авиадиспетчерам.
Согласно другой версии, это все-таки был теракт. Свидетели, находившиеся на земле, утверждают, что слышали звук взрыва, прогремевшего на самолете, летевшем из московского аэропорта "Домодедово" в Волгоград. Было также отмечено, что второй самолет направлялся в черноморский курорт Сочи, где находился на отдыхе президент Путин.
Если крушение самолетов является спланированной акцией, то она может быть связана с президентскими выборам в Чечне, намеченными на воскресенье. По мнению The Economist, "выборы являются фиктивной церемонией, цель которой - легитимизировать преемника Ахмада Кадырова". Возможно, таким образом чеченские экстремисты пытаются выявить безнадежность политики Путина в Чечне.
Бесплодная война в Чеченской республике, начатая в 1990-х годах Борисом Ельциным, уже унесла тысячи жизней. Став в 2000 году президентом, Владимир Путин предпринимал попытки установить контроль в регионе путем политики "чеченизации". Но, хотя официально война окончена, десятки русских солдат по-прежнему ежемесячно гибнут в Чечне.
В республике продолжает править страх, подпитываемый постоянными похищениями и набегами боевиков. Власти заняты борьбой за контроль над нефтью, незаконная торговля которой ведется, как считают, при участии российской армии. Путин, стремившийся к контролю и стабильности, не достиг ни того, ни другого.
Однако до сих пор ни Аслан Масхадов, ни кто-либо еще из лидеров чеченских боевиков не взял на себя ответственности за трагедию. Наоборот, представитель группировки Масхадова отрицает участие их группы. А значит, Россия пребывает в ожидании, желая узнать причины своего последнего несчастья.