Небывалый улов рыбы на Дальнем Востоке поставил в тупик местных рыбаков. Добытого лосося некуда сгружать - рефрижераторы забиты. В результате добытую рыбу не удается оперативно доставить в европейскую часть страны - к основному потребителю, тонны красной рыбы скапливаются в морских портах Приморья. Промысловики видят корень зла в железнодорожниках, медленно формирующих составы, чиновники - в несговорчивости рыбных магнатов, не спешащих продавать улов по бросовым ценам, а железнодорожники обвиняют жадных оптовиков.
Рыбный аврал в очередной раз доказал инертность российского бизнеса и слабость транспортной инфраструктуры. Крайними же, как пишет "Независимая газета", рискуют остаться российские потребители. Наиболее примечательные цитаты из газет на эту тему приводит сайт zagolovki.ru.
- Рыбаки винят железнодорожников
- Версия железнодорожников
- Чтобы рыба не пропала, ее за бесценок продают в Китай
По традиции 80% улова дальневосточные рыбаки доставляют в порты Приморья – Владивосток и Зарубино, откуда есть выход на Транссибирскую железнодорожную магистраль. Самые крупные пункты перевалки рыбы – ООО "Дальрыбпорт", ОАО "Далькомхолод", владеющее самым вместимым холодильником в регионе, ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" (ВМРП) и ОАО ХК "Дальморепродукт" (ДМП). "Каждый день летней путины рыбака год кормит, поэтому важно, чтобы процесс перегрузки рыбы шел непрерывно. Но сейчас выловленный лосось перегружать некуда, – сокрушается президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – В холодильнике ВМРП, к примеру, рассчитанном на 12 тысяч тонн рыбы, места нет. Хранилища ДМП заполнены под завязку. Принимает рыбу лишь "Далькомхолод", но и здесь свободно менее трети помещений".
Рыбаки винят железнодорожников
Рыбаки винят транспорт: цены на перевозку в вагонах-рефрижераторах возросли с июня втрое, к тому же самих вагонов не хватает, пишет "Российская газета". "Портовики рыбопромышленных предприятий уже месяц бьют тревогу, но ничего не меняется", - заявил вице-президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Дмитрий Дремлюга.
"О том, что будет рекордный поход лососей, мы предупреждали еще в марте, - напоминает руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. - Но нам не поверили ни железнодорожники, которые сейчас не могут предоставить вагоны в срок, ни портовики, которые только теперь начали организовывать круглосуточную работу портов".
Проблемы рыбаков побудили главу Росрыболовства направить телеграмму президенту ОАО "РЖД" Владимиру Якунину и начальнику Дальневосточной железной дороги Михаилу Заиченко с просьбой принять меры. Выход нашли: для сокращения убытков Россельхознадзор, руководство ОАО "РЖД" и Федеральное агентство по рыболовству РФ договорились формировать "холодные поезда" из вагонов-термосов и перевозить лосося до Сибири по ускоренному графику – за семь дней. "Эти поезда выход из ситуации, – соглашается Георгий Мартынов, – но собираются составы медленно, часто решение проблемы спотыкается о чиновничьи бумажки". По словам Мартынова, у нерасторопности железнодорожного ведомства есть причина: нынешняя напряженная пора сменится полугодовым спадом, ведь последующая минтаевая путина будет ориентирована в основном на экспорт. Неритмичность перевозок заставляет консервировать часть грузовых секций, а для их восстановления необходимы деньги и время.
Между тем руководитель Росрыболовства Андрей Крайний ранее уже сообщал о намерении его ведомства способствовать созданию специальной логистической компании, которая будет доставлять рыбу с Дальнего Востока в европейскую часть страны, хранить ее и продавать оптом. Но работать она реально начнет не раньше следующего года. По идее, сами рыбопромышленники могли бы создать такую структуру намного раньше. Но одной компании это не под силу, а многочисленные ассоциации рыбаков заняты преимущественно выжиманием из государства все новых преференций.
Однако железнодорожники возражают: заявки выполняются полностью, есть возможность переключить на перевозку рыбы еще десятки рефрижераторных секций, а "транспортная составляющая" в розничной цене горбуши ничтожно мала и составляет 6-7%.
Пресс-секретарь Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги Александр Артамонов претензии рыбаков считает необоснованными. "Проблема не в нехватке рефрижераторного подвижного состава, а в неправильном планировании отправления рыбы, – сказал "НГ" Александр Артамонов. – Нередко поданные по заявке клиента рефрижераторные секции простаивали до 30 суток. При этом ОАО "РЖД" перевозит с Дальнего Востока менее 30% от общего объема перевозок рыбы, остальное – за другими компаниями-операторами".
Во Владивостокском отделении Дальневосточной железной дороги утверждают, что ОАО "Рефсервис" (дочка ОАО "РЖД") сейчас обеспечивает вывоз рыбы. "С начала августа с Дальнего Востока железнодорожным транспортом, в том числе подвижным составом ОАО "Рефсервис", было перевезено более 47,7 тысячи тонн рыбы, что на 15,6% больше аналогичного периода прошлого года. В случае увеличения заявок на перевозку рыбы "Рефсервис" готов предоставить 70 рефрижераторных секций и 130 вагонов-термосов, которые находятся на Дальнем Востоке", – говорится в пресс-релизе ведомства.
Чтобы рыба не пропала, ее за бесценок продают в Китай
Тем временем уже выловлено около 430 тысяч тонн тихоокеанских лососей - почти вдвое больше, чем за всю прошлогоднюю путину. Ничего похожего не было, говорят, с 1920 года. Оптом килограмм горбуши на Сахалине можно купить за 30 рублей, а в некоторых случаях и за 10 рублей. Рыбаки торопятся сбыть улов: хранить им его негде, морозильников на Дальнем Востоке катастрофически не хватает. Но лососина от этого не стала доступнее в европейской части страны: красной рыбы мало и стоит она в розницу не меньше 100 рублей. И далеко не везде горбушу и кету (не говоря уж о нерке и кужуче) можно купить.
Если не решить проблему, "улов или протухнет, или будет продан в Китай", утверждает руководитель Центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.
Китайцы продолжают закупать килограмм горбуши по 1,7 доллара за килограмм. И 10 тысяч тонн уже ушли в Поднебесную. Морозильников там хватит для того, чтобы уложить весь улов, а потом спокойно продавать, поддерживая выгодную цену. Причем часть прибавочной стоимости, которая могла бы остаться у наших переработчиков, торговцев и транспортников, положат себе в карман китайские бизнесмены. Рабочие места образуются в Китае. И налоги уйдут в китайский бюджет.