Информационное агентство "Двина сегодня" опубликовало материал, посвященный недавнему скандалу с изъятием со стеллажей библиотек Архангельской области классики, изданной при поддержке Фонда Сороса. В статье агентство обращается к властям с вопросом, когда книги вернут читателям.
"Просим Министерство культуры Архангельской области, прокуратуру Архангельской области и Архангельскую областную библиотеку имени Добролюбова рассматривать эту статью в качестве официального запроса и ответить: когда издания вернутся на книжные полки и станут доступны читательской аудитории?" - так звучит последний абзац материала.
Журналист Александр Кулешов подробно разбирает, с чего началось изъятие книг с библиотечных полок и почему это произошло.
Около трех недель назад СМИ сообщили о негласном распоряжении, поступившем в областные библиотеки, убрать с полок и складировать в подсобки до особого распоряжения книги Пушкина, Достоевского, Чехова, Пришвина, Солженицына, Астафьева, Чуковского и многих других авторов. Все эти книги были изданы при поддержке Фонда Сороса, признанного нежелательной организацией на территории России. По социальным сетям распространялись слухи, что изъятые книги якобы будут уничтожать.
Однако об уничтожении книг речи не шло изначально ни на каком уровне государственной власти, в том числе надзорных и правоохранительных органов, пишет "Двина сегодня". По версии издания, решающую роль во всей этой истории сыграл страх "перед системой", а также память о прошлогодней истории с сожжением 53 книг, изданных при поддержке Фонда Сороса по проекту "Обновление гуманитарного образования в России" и находившихся в библиотеке Воркутинского горно-экономического колледжа.
По информации агентства, в апреле северодвинская прокуратура внесла представление начальнику управления культуры и общественных связей Северодвинска по недопущению хранения и предоставления гражданам в пользование книг, изданных или распространенных организациями, которые признаны нежелательными на территории РФ.
Почти одновременно в отношении директора "Муниципальной библиотечной системы" Северодвинска Ирины Нестеренко были возбуждены дела об административных нарушениях по статье 20.33 КоАП РФ ("Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности").
Другими словами, ряд книг действительно не должен был находиться в библиотеках, но речь шла о списке из около 10 наименований, в том числе "О глобализации" и "Новый взгляд на открытое общество" Дж. Сороса, а также других изданий на темы толерантности, антропологических исследований и т. д.
Однако сами акты были составлены таким образом, что Пушкин, Достоевский и другие классики автоматически "подпадали под раздачу". В прокуратуре вовремя заметили ошибку и 2 июня отозвали постановления о возбуждении дел.
В библиотеках решили принять превентивные меры
Но новости о судебных разбирательствах, которых фактически не было, быстро разошлись по библиотечной системе, и в библиотеке имени Добролюбова решили принять превентивные меры - чтобы не поставить под удар судебных исков остальные библиотеки региона. В четверг, 1 июня, более чем в 25 муниципальных библиотеках Архангельской области поступил звонок с просьбой обратить внимание на книги с пометкой проекта "Пушкинская библиотека", которые были изданы при поддержке института "Открытое общество". По свидетельствам сотрудников библиотек, под "обратить внимание" подразумевалось убрать книги с полок, чтобы избежать претензий надзорных органов.
2 июня все эти библиотеки получили электронное письмо с рекомендацией продолжать начатую работу. И с этого момента, пишет "Двина сегодня", начались изъятия книг с полок, так как никто не пояснил библиотекарям, что речь идет лишь о нескольких книгах, которые власти рассматривают как политическую литературу, подрывающую конституционные основы российского государства.
"Насколько нам известно от осведомленных источников, до сегодняшнего дня прокуратурой не проводилось проверок, связанных с литературой, имеющей штампы. Другими словами, действия библиотекарей основаны лишь на рекомендации вышестоящего руководства из библиотеки Добролюбова", - отмечает Кулешов.