government.ru

Премьер-министр России Владимир Путин написал первую за время своей публичной карьеры колонку для СМИ. В ней глава российского правительства касается проблем увольнения и делится собственным опытом в данном вопросе. Колонка "Почему трудно уволить человека" будет опубликована в номере журнала "Русский пионер", который поступит в продажу в пятницу, 29 мая. Во вторник РИА "Новости" приводит выдержки из заметки Путина.

Сайт издания "Русский пионер" не работал в течение дня.

"Уволить человека - серьезнейший вопрос", - пишет премьер-министр, отмечая, что всегда беседует с кандидатом на увольнение лично, заранее предупреждая его о такой возможности. Он отмечает, что на решение об увольнении не должны влиять такие факторы, как недостоверная информация и интриги. "Я слишком хорошо понимаю, что в таких случаях часто имеет место сложная политическая борьба", - отмечает Путин.

По его мнению, к кадровым перестановкам нужно относиться осторожно. Постоянные перестановки не улучшат рабочий процесс, а напротив, могут его замедлить, уверен премьер-министр. "Те, кого пересадили, всегда будут говорить: "Ну, нам теперь полгодика надо, чтобы осмотреться..." - пишет Путин.

- Реальная практика кадровых перестановок последних лет: увольнять через СМИ, "чтобы держать чиновников в тонусе"
- Путинский "стиль" увольнений перенял и Медведев
- Политологи: непредсказуемая кадровая политика - коронное занятие Путина

Глава российского правительства продолжает: "И главное: я отчетливо понимаю, что другие, пришедшие на место уволенных, будут такими же, как и их предшественники: кто-то будет знать суть проблемы хуже, кто-то лучше, кто-то вообще ни в чем разбираться не будет. В итоге же получится то же самое, что и было, если не хуже".

Сам Путин, согласно выдержкам из колонки для "Русского пионера", всегда обсуждает вопрос увольнения с кандидатом на выбывание лично. "Я обычно вызываю человека в кабинет и прямо с глазу на глаз говорю: есть конкретные претензии - такие и такие. Если вы считаете, что это не так, не соответствует действительности, то, пожалуйста, вы можете бороться с этим, оспаривать", - отмечает премьер-министр.

По его мнению, работа с людьми, прежде всего личная работа, личный контакт - это вещи, которые нужны не только для увольнения. Путин отмечает, что руководитель любого уровня всегда должен помнить об ответственности, которая лежит на нем, которую он не может на кого-то переложить и расслабиться.

С просьбой написать колонку для "Русского пионера" к премьер-министру обратилась редакция журнала некоторое время назад. Об этом сообщил главный редактор издания Андрей Колесников. По его словам, Путин не отказал.

Журнал "Русский пионер" выходит с февраля 2008 года. Тираж издания составляет 30 тыс. экземпляров. В журнале можно прочитать о пионерах-первопроходцах, которые есть в любом деле - науке, бизнесе, производстве, культуре и спорте. Среди авторов журнала российские журналисты, а также известные люди - политики, бизнесмены, которые на страницах издания раскрываются с неожиданной стороны.

Главный редактор издания входит в так называемый "кремлевский пул" журналистов. Колесников - автор нескольких книг о Путине: "Я Путина видел", "Меня Путин видел", "Владимир Путин. Между Европой и Азией", "Владимир Путин. Скованные одной цепью", "Владимир Путин. Равноудаление олигархов", "Увидеть Путина и умереть", "Раздвоение ВВП. Как Путин Медведева выбрал".

В ноябре 2006 года статья Путина об отношениях России и ЕС вышла в британской газете The Financial Times.

Реальная практика кадровых перестановок последних лет: увольнять через СМИ, "чтобы держать чиновников в тонусе"

Однако перестановки последних лет показывают, что процесс на самом деле происходит далеко не так безболезненно и искренне, как об этом пишет Путин. К примеру, отставка правительства Михаила Фрадкова в сентябре 2007 года: один из тогдашних министров, в одночасье превратившихся в и.о., просивший не называть его имени, рассказал "Коммерсанту", что все они узнали об отставке даже не из выпуска новостей, а из бегущей строки внизу телеэкрана в приемной Фрадкова. Политик счел это за настоящий цинизм.

Сам бывший премьер Михаил Фрадков - и вовсе человек-сюрприз. Президент неожиданно для всех назначил его главой правительства и так же неожиданно снял. Фрадков узнал об отставке по телефону, на глазах корреспондента газеты "Известия".

Еще раньше - в 2004 году, когда по решению президента Путина был отставлен кабинет Михаила Касьянова, вице-премьер Борис Алешин и министр образования Владимир Филиппов узнали об этом от журналистов. Как сообщало РИА "Новости", как только они появились в зале, где проходило совместное заседание Президиума Госсовета и Совета безопасности РФ, журналисты окружили их и стали задавать вопросы, что они думают об отставке правительства и рассчитывают ли сохранить посты в будущем кабинете министров.

"Я только что узнал об этом, - сказал Алешин. - Мне никто ничего не говорил, я был занят подготовкой к этому мероприятию". Филиппов также отметил, что узнал об отставке от журналистов и "не считает возможным комментировать свою возможную работу в будущем кабинете министров".

Телекомпания НТВ привела такой отрывок из беседы Алешина с журналистами:
-Я первый раз слышу.
-Правда, вам об этом не сообщили?
-Нет.
-То есть вы ничего не знаете о том, что уже кабинет Касьянова ушел в отставку?
-Абсолютно.
-И Христенко назначен исполняющим обязанности?
-Я здесь докладываю, поэтому у меня было много забот.
-И вам никто не позвонил из вашего аппарата, из правительства?
-Нет.

Следующий год, 2005-й, также не обошелся без громких перестановок. Тогда Путин отправил в отставку сразу двух полпредов - Константина Пуликовского (Дальневосточный федеральный округ) и Сергея Кириенко (Приволжский).

Как писала "Независимая газета", для самого Пуликовского и его аппарата решение президента стало неожиданностью, и довольно унизительной. Во-первых, в силу оперативности, с которой дальневосточникам представили нового полпреда Камиля Исхакова, успевшего даже сделать заявления по поводу новой работы. То есть получается, что смена полпредов готовилась давно, а Пуликовского не удосужились предупредить о предстоящей отставке, хотя незадолго до этого он докладывал президенту о промежуточных итогах социально-экономического развития ДФО за 2005 год. Во-вторых, его "коллегу по несчастью" Кириенко быстро пристроили на новое место, а о дальнейшем трудоустройстве Пуликовского долго молчали.

Путинский "стиль" увольнений перенял и Медведев

"Стиль" увольнений Путина продолжил и его преемник Дмитрий Медведев. Так, губернатор Орловской области Егор Строев, освобожденный от должности в феврале 2009 года с официальной формулировкой "по собственному желанию", узнал об этом своем "желании" из СМИ.

Впрочем, "высший пилотаж" кадровой политики - не только увольнять, но и назначать на высокие должности через средства массовой информации. Как писал "Русский Newsweek", президент Путин окончательно выбрал себе в преемники Дмитрия Медведева и сказал ему об этом где-то в конце августа 2007 года: именно тогда Медведев воодушевился и стал работать активнее. Кроме них, никто ничего не знал, и Путин не поставил заранее в известность Сергея Иванова, другого вероятного преемника, - тот узнал эту новость вместе со всеми и обиделся, говорят источники.

По разным сведениям, Григорий Рапота, назначенный в октябре 2007 года полпредом в Южном округе, тоже узнал о своем назначении из теленовостей.

При этом, как отмечается в статье, когда у Путина спросили, отчего же они с Дмитрием Медведевым заранее не скажут своим подчиненным, кого снимут, а кого на какую должность поставят, Путин ответил: "Чтобы держать их в тонусе", - и намекнул, что лишняя информация в чужих руках - всегда риск.

Политологи: непредсказуемая кадровая политика - коронное занятие Путина

Кадровая политика - это коронное занятие Путина, и особенностью здесь всегда была непредсказуемость. Кто бы ни пришел - незнакомый человек (в широком смысле незнакомый), новый министр культуры, новый руководитель ФСБ, новый министр связи, о всех них известно достаточно мало. По-видимому, это люди, прежде всего лояльные самому премьеру Путину, - такое мнение высказал в прошлом году на "Радио Свобода" политолог Дмитрий Орешкин.

Фирменная игра Владимира Путина - когда он нового человека ставит в старую структуру и, соответственно, может не опасаться того, что эта структура будет играть какую-то самостоятельную игру. Потому что у нового лидера будет хлопот полон рот, ему будет не до политиканства, он будет пытаться решить какие-то проблемы, которые поставлены перед министерством.

Перейдя из президентов в премьеры, Путин сыграл ключевую роль в формировании нового состава правительства. В частности, он провел смену так называемого силового блока, чего раньше глава правительства просто не мог себе позволить. Путин сделал это в своем фирменном стиле: во главе сложившихся каст встали люди "со стороны".

Политолог считает, что своими решениями экс-президент показал, кто в доме хозяин.