Расул Кудаев, бывший узник Гаунтанамо, а ныне обвиняемый по делу о нападении боевиков на Нальчик в октябре 2005 года, помещен в карцер, сообщает Regnum. По словам адвоката Магомеда Абубакарова, его подзащитный "был избит дубинками и ногами" за нарушение режима, после чего Кудаев объявил недельную голодовку. После этого адвоката предупредили, что его подзащитный будет изолирован, если не прекратит жалобы. Абубакаров направил в Генпрокуратуру заявление о законности мер руководства СИЗО.
Абубакаров после беседы с подзащитным заявил, что 10 августа в помещении СИЗО его избили дубинками и ногами неизвестные в масках. Позже руководство СИЗО в разговоре с адвокатом назвало это "мерами воздействия за нарушение режима". Кудаев был вынужден объявить недельную голодовку, так как у него отказывались принимать заявления об избиении и не реагировали на просьбу о встрече с прокурором по надзору. После этого адвоката предупредили, что его подзащитный будет изолирован, если не прекратит жалобы. "Вскоре он был помещен в карцер", - рассказал Абубакаров.
27 августа адвокат направил заявления в Генеральную прокуратуру РФ и прокуратуру Кабардино-Балкарии с просьбой проверки законности действий руководства СИЗО в отношении Кудаева, в том числе избиения и помещения в карцер, а также по поводу состояния его здоровья. С обращениями в адрес президента Кабардино-Балкарии, в прокуратуру и ряд министерств в защиту прав Кудаева обратился и Кабардино-Балкарский правозащитный центр.
Еще в июле адвокат заявлял, что Расул Кудаев выглядит очень плохо. Предположительно, у него обострился гепатит. "Но я не врач, диагноз не могу установить. После неоднократных обращений, Кудаев был обследован врачами. Но о результатах, ничего не сообщается", - сказал Абубакаров.
В настоящее время обвиняемым по делу о нападении на Нальчик, находящимся в СИЗО, вручается обвинительное заключение. Уголовное дело насчитывает 533 тома. Предположительно, судебный процесс начнется в Верховном суде Кабардино-Балкарии в октябре 2007 года.
Абубакаров отметил, что большинство обвиняемых по данному делу надеются именно на суде заявить о применении к ним насилия при получении признаний. "Однако, участие в процессе присяжных заседателей может сделать это невозможным. Закон требует, чтобы такие сведения оглашались в отсутствии присяжных. В этом случае процесс придется прерывать и делать часть заседаний закрытыми", - сказал Абубакаров.
Бывшие узники Гуантанамо и члены их семей рассказывают о постоянных притеснениях со стороны российских правоохранительных органов и спецслужб, в особенности ФСБ и УБОП. Айрат Вахитов рассказывал: "Мне много раз говорили, что после Гуантанамо уже не нужно доказывать, что я - террорист, что любого из нас можно отправить за решетку, потому что мы - террористы".
Отметим, авторитетная международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала в марте 40-страничный доклад "Клеймо Гуантанамо", в котором обвинила Россию в преследовании и пытках бывших узников Гуантанамо, возвращенных в страну в 2004 году под "дипломатические заверения" Москвы в гуманном обращении.