Первый канал

Дмитрий Медведев не видит ничего "необычного" в том, что "во главе государства появляются люди, которые имеют опыт работы в спецслужбах": они владеют механизмом принятия решений и умеют работать в режиме секретности. Об этом он заявил в беседе с журналистом Николаем Сванидзе, передает ИТАР-ТАСС. По словам Медведева, такой опыт имеется в других странах, однако в России этот вопрос "напрягает людей", так как уходит корнями в историю.

Несколько интервью, взятых Сванидзе у Медведева, вошли в книгу об избранном президенте России, которая готовится к выходу в свет в петербуржском издании "Амфора". Некоторые главы из нее опубликованы сегодня на официальном сайте избранного президента РФ.

- О демократии в России - результат проявится через 30-50 лет
- Об отношениях с Путиным: "Мы справимся с политическими разводками"
- Об отношении к богатству и частной собственности
- Об "интимной любви" к России и управлении ею - "ногами, грузовиками, самолетами"

"Если во главе государства появляются люди, которые имеют опыт работы в спецслужбах, то они зачастую приглашают на политические должности людей, которые имеют такой же опыт. Это люди, с которыми они работали. В этом нет ничего необычного, - считает Медведев. - Это такие же люди, как все остальные, их не надо демонизировать или делать из них святых".

По мнению избранного президента, "они способны привнести что-то свое в систему управления". "Это люди, как правило, хорошо осведомленные в механизме принятия решений, имеющие опыт работы в режиме секретности, и это хорошо". Однако есть, по его словам, "и некоторые проблемы". "У людей, которые трудились в спецслужбах, зачастую отсутствует опыт публичной работы", - считает Медведев. В то же время он признает, что "все зависит от человека, и нет среднестатистической ситуации".

"Вот я не работал в спецслужбах, но мне публичность тоже не далась просто. И это при том, что я был не просто гражданский человек, но еще и юрист со стажем", - сказал Медведев. "Я абсолютно нормально отношусь к тому, что, например, сейчас большее количество государственных должностей, чем, допустим, некоторое время назад, занято людьми, имеющими опыт работы в спецслужбах", - сказал избранный президент.

Он предлагает посмотреть на коллег из других стран. "Там многие политики имеют опыт руководства спецслужбами, никого это не возбуждает, - сказал Медведев. - Здесь скорее вопрос в том, что наша история была очень сложной, и отношение к службам было очень разным. И это, конечно, напрягает людей. Но это уже история".

О демократии в России - результат проявится через 30-50 лет

Результаты российской демократии можно будет оценить только через 30-50 лет, заявил Медведев. "Российская демократия еще совсем молода, - считает избранный президент. - Результаты можно будет оценить только через 30-50 лет, как это обычно в истории и происходит".

Он подчеркнул, что "развитие демократии у нас идет по своим законам". "Самое сложное - взаимосвязь между универсальным характером демократической формы и собственно национальной исторической компонентой", - отметил Медведев. Приоритет того или другого, по его мнению, "опасен".

Медведев не согласен, когда говорят, что "степень специфичности России, ее истории такова, что вообще никакие универсальные ценности, никакие универсальные формы управления государством, формы организации цивилизованного общества в России не срабатывают". Это, по его словам, "лукавство".

Он видит в этом "желание решить какие-то свои задачи". "Или геополитические задачи, когда об этом говорят представители иностранных государств, - подчеркнул он. - Или внутренние задачи, когда наши доморощенные политики говорят о том, что Россия не готова к демократии".

Избранный президент РФ также не считает правильным привязывать дополнительные определения к слову "демократия". "Мне кажется это просто обедняет ситуацию, - сказал Медведев. - Даже при полном понимании того, что демократия возможна только в абсолютно суверенном государстве, которое имеет свою конституцию, верховную власть внутри страны и независимый курс вовне".

Об отношениях с Путиным: "Мы справимся с политическими разводками"

В очередной раз Медведев заявил, что залогом успешного взаимодействия с Владимиром Путиным будут их "личные товарищеские отношения". Он отметил, что в российской истории "глава государства, как бы он ни назывался, не уходил на вторую позицию, вторую, третью, пятую".

"Уходил или на пенсию, или в опалу. А во всех странах так бывает. Во всяком случае, европейских. В Америке с этим обычно иначе. Американские президенты потом могут заниматься фондами, даже бизнесом, но на государственной службе уже не появляются. Но мы европейская страна, а здесь практика обширная", - заявил он.

По его словам, эта модель принципиально новая, и "этой очень важной традицией" можно смело воспользоваться. "Когда человек может побывать на высшей позиции и вернуться в действующую политику на одну из руководящих должностей, будучи человеком эффективным, а применительно к Владимиру Путину, еще и сверхпопулярным лидером. В конце концов в этом и проявляется истинное желание служить своей Родине".

Медведев уверен, что найдутся и люди, которые будут искать в новой конструкции изъяны. "Будут заниматься тем, чем принято заниматься в политике - то есть политическими разводками. Но мы для этого достаточно взрослые ребята. Справимся", - заявил Медведев.

Об отношении к богатству и частной собственности

По мнению Медведева, отношение людей к богатству в России такое же, как и во всем мире - обычный человек подозрительно относится к сверхбогатым людям, к моментальному обогащению. И это нормально, считает он. "Но вот здесь начинается разница, - заметил избранный президент. - Если для среднего европейца тот человек, который приобрел богатство, не только подозрительный тип, укравший что-то у государства, сколько пример для саморазвития, то для части наших людей это антигерой", - говорит Медведев.

По его словам, у россиян на подсознательном уровне формируется образ бизнесмена как человека, который "что-то у тебя утащил". "У нас в стране, так бог распорядился, частная собственность всегда была своеобразной. И элемент коллективного, общественного по отношению к вещам, земле в истории, в том числе и в силу религиозной традиции, был довольно серьезным. В этом смысле наш человек всегда был меньшим индивидуалистом по отношению к средствам производства, по отношению к своему имуществу, чем, скажем, европеец. Все вокруг общинное или колхозное, а значит, мое".

С переходом к рыночной модели экономики необходимо добиться, полагает Медведев, беспрекословного уважения и защиты частной собственности. "Мы понимаем, что уважение к частной собственности является центральным элементом программы любой партии на Западе. И правой, и партии центристского толка, и социалистической партии. У нас пока это не совсем так", - заявил он.

Об "интимной любви" к России и управлении ею - "ногами, грузовиками, самолетами"

Управлять такой страной, как Россия, всегда будет сложнее, чем другими странами, считает Медведев. "Россия, вне всякого сомнения, великая страна, - подчеркнул избранный президент РФ. - Мы действительно велики и своей историей, и своей территорией". Однако, заметил он, "этим величием нельзя упиваться". "Управлять такой страной, как Россия, всегда будет сложнее, чем другими странами, - считает Медведев. - Даже при переходе на самые современные технологии".

Он подчеркнул: "при наличии цифровой связи, глобальной коммуникационной среды ряд решений придется исполнять физически - ногами, грузовиками, самолетами, ехать по нашим трудным дорогам".

Медведев признался: "Как любой нормальный россиянин, я люблю свою страну. Люблю ее историю, люблю тот особый духовный мир, который связывается с нашей жизнью". Но это, по его словам, "довольно интимная вещь, это должно быть где-то внутри человека".

"Если он нормальный гражданин, он обязан любить свою страну, иначе невозможно жить в государстве, - заметил Медведев. - Но это нельзя никогда подчеркивать, иначе сразу возникает ощущение неискренности".