Московская полиция допросила свидетеля драки, произошедшей в минувшую пятницу в столичном метро. Мужчина привел ряд подробностей, противоречащих словам пострадавшего Глеба Харитонова. В частности, отыскавшийся очевидец подтвердил версию о том, что первым насилие применил именно студент Харитонов, который сейчас обвиняет группу своих однокурсников с Кавказа и их русского приятеля в жестоком избиении. 19-летний юноша, войдя в вагон метро вслед за компанией, обрызгал одного из кавказцев из газового баллончика, сообщил пассажир.
Тем временем газетчики выслушали версию однокурсников Харитонова из первых уст и вновь побеседовали в больнице с самим студентом. Тот, как выяснилось, не отказывается от прежних показаний и обещает уехать из Москвы, поскольку теперь ему противно в России.
В полицию явился москвич, увидевший в метро объявление о поиске свидетелей драки, имевшей место 21 октября в поезде на перегоне между станциями "Кутузовская" и "Студенческая", рассказали "Интерфаксу" в пресс-службе ГУ МВД России по Москве. Свидетель поведал, что на "Кутузовской" в вагон вошла группа молодых людей из пяти человек. Вслед за ними в закрывающиеся двери протиснулся Харитонов.
"В вагоне поезда Глеб Харитонов и один из молодых людей о чем-то громко разговаривали. В разгаре конфликта Харитонов достал газовый баллончик и произвел выброс газа в сторону своего оппонента. После этого началась драка, которая длилась всего несколько секунд", - передали в пресс-службе слова очевидца.
Харитонов в ряде интервью заявлял, что никто из пассажиров даже не пытался ему помочь, когда его стала избивать ногами группа кавказцев. Очевидец это опровергает: по его словам, он и еще двое мужчин разняли дерущихся и отвели Харитонова в дальнюю часть вагона. Остальных участников конфликта к нему не пускали. Кроме того, граждане сообщили о происшествии по экстренной связи машинисту. Тот вызвал полицию, и стражи порядка задержали пятерых студентов на ближайшей станции. Харитонов же поехал дальше - в сторону "Александровского сада".
Никакого травматического оружия или электрошокера, о которых также рассказывал Глеб Харитонов, в руках дерущихся свидетель не видел. Впрочем, он слышал некий звук, похожий на электрический разряд. Оскорблений и националистических выкриков, согласно его показаниям, в ходе конфликта также не звучало (Харитонов утверждает, что его били с криками "Кавказ - сила!").
Уголовное дело о драке в вагоне метро по заявлению Харитонова в настоящее время возбуждено против "неустановленных лиц", хотя имена участников и полиции, и журналистам известны. Также известно, что в числе участников драки, помимо Глеба Харитонова, был один русский, три этнических азербайджанца и уроженец Карачаево-Черкесии - все они учатся на одном курсе с пострадавшим.
"Арсен несколько раз ударил Глеба"
Показания свидетеля как минимум отчасти подтверждают версию самих выходцев с Кавказа, которые заявляют, что именно Харитонов спровоцировал драку и напал первым. Журналистам "Комсомольской правды" удалось услышать из первых уст показания одного из участников конфликта - студента по имени Исмаил.
По словам Харитонова, его стали бить из-за того, что он заступился за девушку, к которой приставали его однокашники на платформе. "Глеб рассказывает не так, как произошло на самом деле! - возражает Исмаил. - Я, Амин, Арсен, Дима и Архан спустились на станцию и сели на лавочку. Вообще-то мы ушли с пары, чтобы поехать на урок вождения. Потом увидели нерусскую темненькую девушку. Архан и Амин подошли к ней и сказали: "Девушка, можно вопрос?" Она промолчала, но не ушла. Ребята ей и говорят: "А кто ты по нации?" Девушка ответила, что дагестанка".
После этого, по словам Исмаила, Харитонов начал провоцировать драку: "Тут подходит к Амину Глеб и говорит: "А ты сам кто по нации?", а он отвечает вопросом на вопрос: "А это что-то изменит?" Глеб сказал: "Да нет, чувствуй себя как дома". А Амин все же ответил, что азербайджанец". После этого один из кавказцев поинтересовался, почему у Глеба кулаки покрыты ссадинами. Тот якобы ответил: "Бью таких, как вы".
Харитонов утверждает, что после ссоры его затащили в вагон отходящего поезда и стали бить. Однако пятеро приятелей, которых он обвиняет в избиении, заявили, что это Харитонов стал толкать одного из них плечом, зашел следом в вагон, а затем достал перцовый баллончик и распылил струю из него в глаза молодому человеку по имени Арсен.
"Мы стали сразу открывать окна, а Арсен несколько раз ударил Глеба, - изложил свою версию Исмаил. - Вроде кто-то из пассажиров позвонил машинисту. Я Харитонову сказал: "Беги отсюда, Глеб!" Тут поезд остановился, и мы вышли из вагона". Сам Харитонов доехал до конечной станции, где обратился в полицию.
Исмаил особо отметил, что его и его товарищей полиция не задерживала: "Просто на платформе подошли полицейские и спросили, что случилось, а мы им рассказали. Они проводили нас в отделение, показали, где раковина, чтобы мы умылись. Оперативник спрашивает нас: "Вы будете писать заявление на него?", а мы ответили что не будем, ведь Глеб наш однокурсник, и это будет некрасиво! А вот уже потом в это отделение позвонили с участка полиции на "Смоленской" и сказали, что там Глеб написал, что его избили. Там мы несколько часов были, дали показания, и все".
Харитонов не отказывается от своих слов и обещает уехать из России: "Мне теперь здесь противно"
Глеб Харитонов по-прежнему остается в больнице. Его состояние оценивается как удовлетворительное, сообщила пресс-секретарь НИИ имени Склифосовского Олеся Микита. "У него сотрясение мозга и перелом левой кисти. В ближайшее время мы его выпишем", - добавила представительница института. Но по мнению журналиста "Вечерней Москвы", который проведал студента в больнице, тот выглядит неважно: речь замедленная, глаза фокусируются с трудом. На левой руке гипс, травмы на теле, а из-за сотрясения мозга Харитонов не может стоять на ногах.
Глеб Харитонов продолжает повторять, что однокурсники начали драку первыми, били его всей компанией, а на помощь ему никто из москвичей не пришел. О происходившем в метро он рассказал: "Меня били по голове, корпусу, я пытался заслониться рукой, руку сломали". В вагоне было много мужчин, но за Харитонова, по его словам, "не вступился ни один человек". "Шум вроде поднялся, когда я уже терял сознание", - рассказал юноша.
По словам Харитонова, никакого разговора в вагоне с однокурсниками у него не было: "Я-то молчал... А они кричали: "Кавказ - сила", оскорбления по национальному признаку и били меня. Когда меня ударили электрошокером, я стал плохо воспринимать окружающую реальность. Поплыл".
"Этих отпустили, причем практически сразу, - посетовал Глеб. - Это студенты того же вуза, что и я, так что найти их было бы несложно, но полиция даже не стала возбуждать дело. Обидно, они теперь могут спокойно убежать к себе в горы и спрятаться так, что их никогда не найдут". Отметим, что дело по факту драки все же возбудили - по статье 116 УК РФ (нанесение побоев из хулиганских побуждений).
Приехавший в Россию учиться из Латвии Харитонов подтвердил "Вечерней Москве", что после случившегося не намерен оставаться в стране. "Да, долечусь и уеду, - сказал он. - Мне теперь здесь противно".