Генпрокуратура потребовала ограничить доступ к материалу медицинского издания Vademecum о компенсациях больницам за лечение пациентов с коронавирусом. Об этом говорится в открытом письме редакции.
Издание расценило требование заблокировать материал "как проявление жесткой цензуры со стороны органов власти". Заявление чиновников о том, что информация является ложью, Vademecum воспринял "как прямое оскорбление коллектива" издания, "исповедующего высокие профессиональные и этические стандарты и работающего в интересах своей аудитории - профессионалов индустрии здравоохранения".
Материал уже внесли в реестр Роскомнадзора, а сайт Vademecum заблокировали по требованию Генпрокуратуры. Об этом написала на страничке в Facebook шеф-редактор Vademecum Дарья Шубина.
Материал, вызвавший недовольство чиновников, был опубликован 22 апреля. В нем со ссылкой на письмо Московского городского фонда ОМС утверждалось, что он уведомил руководителей медучреждений и страховых медицинских организаций о том, что медпомощь, оказанная пациентам, поступившим в клиники не с бригадой скорой помощи, а "самотеком", оплачена не будет. В Vademecum отметили, что организация это подтвердила.
Материалы Генпрокуратуры и Роскомнадзора издание планирует обжаловать, пишет "Новая газета".
Московский городской фонд ОМС в ответе изданию призвал жителей столицы не обращаться самостоятельно в стационары "во избежание перегрузки системы здравоохранения города". В фонде сообщили, что граждане при наличии симптомов могут обратиться в поликлинику, где при необходимости вызовут скорую помощь.
Ранее во вторник объединение журналистов "Синдикат-100", куда входят телеканал "Дождь", "Новая газета", "Медуза", "Эхо Москвы", "Такие дела", Znak.com, "Кавказский узел", ТВ2, а также ряд других региональных СМИ опубликовало открытое обращение к читателям, зрителям и слушателям о недопустимости цензуры в эпоху пандемии.
"Рассказ о проблемах - первый шаг к их решению. Молчание о проблемах - путь к их усугублению. Понятно, что пресса, рассказывая о них, вольно или невольно указывает на виновников проблем. И это не всегда вирус - субстанция бессмысленная и не несущая ответственности. Часто это вполне конкретные люди с именами и фамилиями, наделенные полномочиями и с этими полномочиями не справляющиеся или по некомпетентности, или по иным причинам", - говорится в письме.
По мнению его авторов, независимая и правдивая информация "бесит тех, кто, обладая полномочиями в ситуации кризиса, плохо справляется со своей работой". Поэтому эпидемию активно используют для давления на журналистов, "используя военную лексику, напрямую угрожая". Одним из инструментов такого давления становится закон об уголовной ответственности за распространение фейков о коронавирусе.
В обращении подчеркивается, что журналисты в нынешних условиях нередко вынуждены прибегать к анонимным источниками информации: врачи не всегда готовы открыто общаться с прессой, боясь потерять работу. Журналист же обязан рассказать о том, что происходит, рискуя стать объектом применения "антифейкового" законодательства. Так, петербургской журналистке Татьяне Вольтской грозит уголовное преследование за интервью по теме коронавируса, а независимому красноярскому телеканалу ТВК и порталу "ПроУфу" угрожают "дикие по размеру штрафы".
"Вы, читающие это письмо, должны понимать, что законодательство и правоприменение направлены в данном случае не против ложной информации. Они направлены против информации как таковой. И они направлены против каждого из вас. Мы обращаемся с этим письмом к вам, потому что сегодня как никогда независимая пресса нуждается в общественной поддержке. Цена каждому задушенному в эти дни независимому изданию - жизни людей. Это не метафора. Это реальность", - заключают авторы письма.