В России создан "Институт демократии и сотрудничества", одними из главных задач которого станут продвижение позитивного образа России за рубежом, критика состояния демократии в США и Европе, а также донесение до Запада точки зрения руководства России на те или иные политические процессы, происходящие, как в России, так и в мире. Ранее председатель правления фонда, адвокат Анатолий Кучерена, уже заявлял, что президент России Владимир Путин еще в мае 2007 года дал свое согласие на создание подобного Института. Путина можно назвать вдохновителем подобного проекта.
Новый некоммерческий фонд "Институт демократии и сотрудничества" будет строить рейтинги соблюдения прав человека на Западе. Сегодня Анатолий Кучерена высказался по направлениям, которые станут предметом изучения института в области прав человека.
Кучерена отметил, что "сегодня в мире не может быть монополии какого-то государства на выработку стандартов соблюдения прав человека, даже если это государство экономически хорошо развивается". "Нас будут интересовать вопросы прав и свобод граждан, безопасности, миграционные вопросы, межэтнические вопросы и ряд других вопросов", - сказал Кучерена.
По его словам, деятельность фонда будет предельно открыта и публична. "Наша главная задача - открытость тех мероприятий, которые мы будем проводить. У нас не будет никаких закрытых мероприятий, заседаний", - отметил он на пресс-конференции в "Интерфаксе".
- Наш "ответ Чемберлену" за критику российской "суверенной демократии"
- Путин, как вдохновитель Института демократии
- Human Rights Watch: у нового правительственного Института будет жесткая конкуренция
- Мнение Института: В США "не так все просто"
- Институт и формирование имиджа РФ
За рубежом, как сказал председатель института Кучерена, безусловный интерес представляют условия содержания заключенных. "Например, сколько человексидит в России, сколько сидит в Европе, в том числе какой национальностиэти люди", - пояснил Кучерена.
Он отметил, что в сферу исследований штаб-квартиры фонда, котораябудет расположена в Париже, будет включена не только соответствующаяпроблематика во Франции, но подразумевается и "охват (всей) европейскойчасти". "Нам никто на сегодняшний день не мешает проводить те или иныеобщественные исследования в Германии, Испании, Италии, Австрии,Великобритании, Сербии в том числе - вопрос по Косово был одним изпервых вопросов", - сказал Кучерена.
Мнение Института: В США "не так все просто"
Адвокат также затронул вопрос о докладах о состоянии прав человека,публикуемых, в частности, такой организацией, как Freedom House. "Любойдоклад, который публикуется на сегодняшний день, особенно такого фонда,как Freedom House - это всегда идеологическая работа", - считаетКучерена.
Правозащитный фонд "Институт демократии и сотрудничества" намерен провестимониторинг выборов президента США. "Я уже заручился поддержкой американского посольства, что, когдабудут выборы в ноябре, мы будем иметь возможность там находиться инаблюдать за выборными процессами, которые будут проходить в США", - сказал Кучерена.
"Это не значит, что мы должны критиковать Америку потому, что у нихтакие избирательные права и такие выборы проходят. Нам эти выборыинтересны. Почему так, почему есть выборщики, которые принимают решенияпротив воли народа", - сказал Кучерена. По его словам, несмотря на то, что США считаются самой демократической страной в мире, с избирательным законодательством там "не так все просто".
Институт и формирование имиджа РФ
Штат парижского и нью-йоркского отделений российского некоммерческого фонда составит по 10 сотрудников, а бюджет будет определен позднее, сообщил председатель правления фонда Анатолий Кучерена.
"На сегодняшний день, я думаю, мы близки к завершению расчетов (по бюджету фонда и отделений в Париже и Нью-Йорке), поскольку намнеобходимо провести ряд консультаций с зарубежными экспертами. Послеэтого будет объявлен соответствующий бюджет, который мы планируемтратить на расходы штаб-квартиры в Нью-Йорке и штаб-квартиры в Париже",- сказал председатель правления фонда.
Что касается взаимодействия фонда с юридическими лицами, то, какотметил Кучерена, "Институт демократии и сотрудничества" рассчитываетна "социальную активность бизнеса".
Председатель правления фонда сообщил, что главы зарубежных представительств "Института демократии и сотрудничества" Наталья Нарочницкая и Андраник Мигранян направятся к новому месту работы сразу же после сегодняшней пресс-конференции.
Со своей стороны Нарочницкая, которая возглавит отделение "Института демократии и сотрудничества" в Париже, сказала: "Организация собирается работать в области гражданского общества, и она не может заниматься внешнейполитикой государства". По ее словам, фонд также не будет заниматься формированием имиджа России на Западе.
Мигранян, который возглавит отделение фонда в Нью-Йорке, сообщил,что в ближайшее время будет открыт официальный сайт "Институтадемократии и сотрудничества".
Наш "ответ Чемберлену" за критику российской "суверенной демократии"
Как отмечает ”Независимая газета”, наиболее распространено мнение, что создание "Института демократии и сотрудничества" это своеобразный кремлевский "ответ Чемберлену" на чрезмерную критику российской "суверенной демократии" и вмешательство Запада, прежде всего США, во внутренние дела России посредством публичных заявлений и финансирования различных оппозиционных организаций.
Как отмечает президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский, можно заранее предсказать, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет. В лучшем случае просто потеря времени и денег, в худшем – усиление пропагандистской войны с США без всякой надежды выйти из нее победителем.
У США есть много проблем, в том числе и в вопросах демократии и прав человека, и поэтому в стране существуют тысячи государственных и неправительственных организаций, стоящих на страже интересов граждан США, чьи права ущемляются. Вряд ли небольшая российская структура в Нью-Йорке сможет добавить что-либо существенное в этом деле. Достаточно вспомнить печальный советский опыт, когда на подобные цели тратились огромные деньги, а результаты были весьма неутешительны.
"Институт демократии и сотрудничества" мог бы оказаться весьма полезной для России структурой, если его сотрудники будут уделять меньше внимания работе по улучшению западной демократии, а больше вопросам сотрудничества с Америкой, считает Лозанский, отмечая, что для того, чтобы деятельность Института была более эффективной, его штаб-квартира должна находиться не в Нью-Йорке, а в Вашингтоне. Нью-Йорк, как известно, это прежде всего деловой и культурный центр Америки, а политика делается в Вашингтоне.
А по мнению руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина, "не имеет смысла создавать эти институты в США и Западной Европе, где нас никто не будет слушать. Их надо создавать в таких странах, как Венесуэла, Бразилия, ЮАР, Пакистан – там они имеют гораздо больше шансов завоевать свою аудиторию. И эти государства для нас очень важны". Критиков же западной демократии хватает и на самом Западе, и к ним там уже привыкли прислушиваться.
Директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне Николай Злобин в интервью РБК daily также пессимистично оценил будущее нового Института. "Большая часть западных институтов подобного типа занимается тем, что критикует западную демократию, поэтому ничего полезного в этих российских институтах с такими заявленными целями я не вижу", – сказал Злобин. Кроме того, у современного российского государства нет своей идеологии. Посему пропагандировать подобным Институтам демократии и сотрудничества по сути нечего.
Путин как вдохновитель Института демократии
В феврале 2007 года президент России Владимир Путин в Мюнхене выступил со своим уже ставшим историческим заявлением, которой получило название "Мюнхенской речи". Тогда Путин заявил, что европейское понимание демократии не является эталоном, и страны, которые учат Россию демократии, сами не отличаются приверженностью к демократии.
Позднее, в октябре 2007 года на саммите Россия-ЕС в Португалии, президент России предложил Евросоюзу создать в Брюсселе совместный Российско-европейский институт, который бы занимался вопросами демократии и свобод человека. "Я познакомил европейских коллег с новой инициативой создания Российско-европейского института свободы и демократии", - сказал тогда Путин. Институт должен "заниматься вопросами обеспечения свободы избирательного процесса, мониторингом выборов, положения нацменьшинств, в том числе, в России, свободы слова", сообщил Путин. По его мнению, западные страны имеют подобные центры на территории России, а нынешний экономический потенциал РФ позволяет предпринять симметричные шаги.
Но после выступления президента его помощник Сергей Ястржембский уточнил, что создаваемый институт - "не СП, а чисто российское учреждение", на которое Россия готова выделить суммы, сопоставимые с теми, которые выделяет ЕС на подобные проекты в России - "примерно 70 млн евро". Как заявил Ястржембский, "наступила пора, когда и Россия с учетом ее финансовых возможностей может позволить себе то, что раньше было роскошью, а теперь является необходимостью - открыть такой же институт, который займется изучением вопросов прав человека, демократии, прав национальных меньшинств, миграции, проблем неонацизма на территории Европы с привлечением неправительственных организаций".
Тогда же глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что ЕС и Россия "занимают разные позиции в области прав человека".
Human Rights Watch: у нового правительственного Института будет жесткая конкуренция
В международной правозащитной организации Human Rights Watch считают, что новому российскому некоммерческому фонду, который намерен вести мониторинг прав человека на Западе, предстоит выдержать жесткую конкуренцию.
"Я им желаю доброго пути, хотя шансы на то, что они откроют что-тоновое в сфере нарушений прав человека весьма невелики", - сказал заместитель главы московского отделения Human Rights Watch Александр Петров.
"Надеюсь, что они составят конкуренцию тысячам организаций, которыезанимаются правами человека в Европе и Америке. Хотя конкуренцию будетдостаточно жесткой, и я не уверен, что новая организация эту конкуренциювыдержит", - сказал правозащитник.
"Насколько я знаю, эта новая организация связана с российскимправительством. Ходят слухи, что она не будет приниматьправительственные гранты. Но, судя по составу нового фонда, он будетвыражать позицию правительства. Ради Бога. Если они смогут говоритьнормальным языком конвенций и международных стандартов, то это будеточень хорошо. Если у нас будет общий язык, то будет шанс, что мы сможемобъяснить все ценности в сфере прав человека нашим партнерам вправительстве России", - сказал Петров.