Доклад фонда ИНДЕМ о масштабах коррупции в России продемонстрировал, что "спрос на взятки" в правящем классе бюрократии резко возрос, а готовность населения давать их пошла на спад. Это уже второе социологическое исследование рынка коррупции в России, позволяющее отследить динамику этого явления за четыре года - с 2001 года.
Все хотят, но не всем дают
Президент фонда Георгий Сатаров, комментируя полученные данные на страницах "Новой газеты" подчеркнул: "Миф о том, что берут все, не соответствует действительности. Хотя бы потому, что не всем дают. Власть и общество развиваются по разным направлениям и с разной скоростью". Общество, как выяснилось учится решать свои проблемы, минуя коррупцию. Бизнес после 1998 года делает это с очень высокой скоростью, люди - постепенно.
В докладе есть констатация: народ бежит от взяток везде, кроме бизнеса. Бизнес тоже бежит, но ему сложнее. Он вынужден давать в год меньше взяток в количественном отношении, потому что они стали существенно дороже - и это нормальная рыночная реакция. Если услуги, которые предлагают, слишком дороги, ты от них отказываешься или реже к ним прибегаешь.
Отсюда и другая тенденция, когда бизнес продвигает своих людей во властные структуры, поскольку основная прибыль теперь извлекается именно там. Бизнес всегда шел во власть с этой целью. И в последнее время эта тенденция усилилась. Здесь еще наличествовал такой мотив: когда бизнес недоволен властью и у него нет возможности на нее влиять, он меняет ее кадрово: "Мы сами пойдем во власть, потому что знаем, что там делать".
Попросту говоря, люди с деловыми мозгами приходят и усугубляют ситуацию. Есть люди (и, по словам Георгия Сатарова, нет оснований им не доверять), которые утверждают: некоторые законы приняты с явным намерением создать дополнительные условия для коррупции. Хотя чиновников, достаточно изобретательных, чтобы это сделать, не так много. В основном рост коррупции, который мы видим, - следствие неэффективности власти.
Рост коррупции - результат чиновничьего реванша
Коррупция больше там, где меньше контроль над бюрократией. Реванш чиновников, который происходил в последние пять лет, и породил этот дикий рост.
Когда ИНДЕМ опубликовал в 2002 году свои результаты о коррупции, сопоставимой с доходами федерального бюджета - 33,5 миллиарда, - многие сомневались. Потом, вспоминает президент фонда, бросились проверять, выяснили, что все нормально, более того - оценки консервативны, как говорят специалисты. Сейчас цифры гораздо больше.
Например, у мелкого бизнесмена опечатали склад. Требовали 500 тысяч долларов. Сторговались на 250. Это "масштаб вопроса", который несколько лет назад стоил бы несколько тысяч долларов.
Спрос фантастически опережает предложение. Масштаб коррупции319 млрд долларов в год, которые, правда, размазаны на большое число людей и неравномерно (от 20 тысяч до 200 миллионов, и это еще не потолок).
Если сейчас претворить в жизнь тезис "Вор должен сидеть в тюрьме", то, в стране людей не останется. Закрадывается ощущение тупика. Гораздо плодотворнее бороться с условиями, которые создают возможности для коррупции.
Цифры из доклада
Исследование разбито на две части: отдельно в сфере бизнеса (годовой объем взяток - 316 млрд долларов, в 2,6 раза больше доходной части федерального бюджета) и отдельно - в сфере "потребительских" услуг (годовой объем 3,01 млрд долларов).
Среднегодовой "взнос" бизнеса вырос с 22900 долларов до 243750. "Это обобщенный объем заносимых денег от конкретной компании", - уточнил Георгий Сатаров.
С 2001 года уменьшился только один показатель - интенсивность дачи взяток: среднее их число сократилось на 20%.
Спрашивали у бизнесменов и о том, куда чаще всего приходится заносить деньги. Победителем стали нефинансовые органы, осуществляющие "контрольные и надзорные" функции - пожарные, СЭС, торговые инспекторы и др. Их упомянули 39% = ровно столько же было в 2001 году. Уменьшилась коррупция в налоговых органах: 12,2% против 19% в 2001 году, слегка увеличилась - в правоохранительных: 11,8% против 10,5%
Социологи условно разделили весь "потребительский" рынок на рынок "риска коррупции" (готовность чиновников требовать взятки) и рынок "спроса на коррупцию" (готовность граждан давать взятки). Самым коррупционным по "риску" оказались военкоматы - 57,7% (32% в 2001-м). Самый большой рост "коррупционных рисков", более чем втрое, произошел в школе - с 13,2% до 41%. И без того высокий риск коррупции в высшем образовании (перевестись из одного вуза в другой, сдать экзамены) увеличился еще в полтора раза - с 36% в 2001 году до 52% в 2005.
Готовность дать взятку у россиян снизилась с 74,7% в 2001 году до 53,2%. Единственное исключение - освобождение от военной службы: готовность платить повысилась с 50% до 63,4%.