НТВ

В суде по делу о захвате заложников в Беслане одна из потерпевших свидетельствовала, что террористы были в школе еще до начала линейки 1 сентября. Пострадавшие также утверждали, что в бесланском РОВД долгое время процветала неприкрытая коррупция и что в школе Беслана было в два раза больше террористов, чем об этом говорит прокуратура.

В бесланском суде в понедельник продолжилось рассмотрение дела бывших руководителей Правобережного РОВД, обвиняемых в халатности в связи с терактом в Беслане - Мирослава Айдарова, Таймураза Муртазова и Гурама Дряева.

Особое внимание сторон привлек допрос Фатимы Дудиевой - единственного милиционера, дежурившего 1 сентября в школе, пишет "Коммерсант". Она заявила, что из первой школы звонили "по любой мелочи, когда у них проходили какие-нибудь мероприятия, чтобы мы у них подежурили", а 1 сентября никто не сообщил о том, что торжественная линейка перенесена на час раньше.

Фатима Дудиева рассказала также о приказе из МВД Северной Осетии, который пришел в Правобережный РОВД 31 июля. "Этот приказ был о том, чтобы мы усилили охрану здания РОВД, - вспоминает Дудиева. - Для этого было задействовано 110 человек. А приказ о его отмене райотдел получил только 6 сентября. Если бы его отменили 30 августа, как и было написано в приказе, освободились бы те самые 110 человек, которых можно было бы направить на охрану важных объектов".

Отвечая на вопросы о том, как работал райотдел до назначения Мирослава Айдарова его начальником, Фатима Дудиева заявила, что "Муртазов создал систему коррупции". По словам потерпевшей, именно Таймураз Муртазов (замначальника Правобережного РОВД) на протяжении нескольких лет фактически руководил отделом. "У нас можно было устроиться только за деньги, - сообщила Фатима Дудиева. - Не райотдел был, а коммерческий ларек. Вот теперь Айдаров и Дряев за его (Муртазова. - Прим.ред.) грехи отвечают.

Дудиева также рассказала о начале захвата. Она уверена, что до того как группа боевиков на машине ГАЗ-66 подъехала к школе, в здании "уже были террористы". "Когда все еще было тихо, я вышла к школьным воротам и заметила там фургон. В кабине никого не было. Я подошла к нему и услышала непонятный сигнал - как будто комар пищит. Зуммер, наверное. Мне это показалось подозрительным, и я побежала в школу. Быстро поднялась на второй этаж в учительскую - звонить. В этот момент из моих рук выбили трубку и меня окружили несколько человек в светло-голубом камуфляже. Они вытащили меня из кабинета и повели вниз. К тому времени во дворе уже стреляли", - рассказала женщина.

Другая потерпевшая Любовь Саламова, потерявшая в спортзале 14-летнего внука, который находился на ее попечении, заявила, что террористы прибыли из Ингушетии. На вопрос об их количестве женщина, не задумываясь, ответила, что 68. "Мне это сказала девочка, соседка, которая в заложниках была, - продолжила потерпевшая. - Рядом с ней там человек, террорист, по телефону разговаривал. Сначала по-чеченски говорил, а потом на русский перешел. Он сказал в трубку: "Вы за нас не беспокойтесь, нас здесь 68 человек". Девочку зовут Яна Матвиенко. Напомним, по официальной версии, террористов было только 32.

Фатима Келехсаева в 2004 году работала учительницей в селе рядом с Бесланом. В первой школе у нее училась дочка, которая там и погибла. "У нас милиция ничего не контролировала, - сразу сказала потерпевшая. - Я уверена, что если бы они в свое время работали хорошо, то мы бы до такого не докатились".

Допрос потерпевших продолжится во вторник. Руководитель Правобережного РОВД Мирослав Айдаров, его заместитель по общей безопасности Таймураз Муртазов и начальник штаба райотдела Гурам Дряев, обвиняются по статье 293 ч.2, 3 - халатность в связи с терактом в Беслане. Сами они своей вины не признают.

В результате захвата заложников 1-3 сентября 2004 года в школе номер 1 города Беслана погиб 331 человек, в том числе 318 заложников, из которых 186 - дети.