Выждав пару дней, российские официальные представители объяснились по поводу поставок в Сирию зенитно-ракетных комплексов С-300. Свои обязательства по подписанным с этой страной контрактам Москва будет выполнять, при этом ее действия не выходят за рамки международного права, заявил во вторник постпред РФ при НАТО Александр Грушко. В то же время он раскритиковал Евросоюз, отменивший эмбарго на поставки оружия сирийской оппозиции: "Это просто добавляет масла в костер", - цитирует "Интерфакс".
- InoPressa: ЕС открыл путь "альтернативе" на случай провала конференции по Сирии
Напомним, в минувшее воскресенье британская The Sunday Times неожиданно сообщила, будто Россия, поддавшись на уговоры Израиля, отказалась от поставок С-300 Дамаску. В тот же день в самом Израиле это опровергли, назвав "сказками". В Москве же не спешили ни отрицать это, ни подтверждать.
Контракт на поставку ракетных систем был заключен между Россией и Сирией еще в 2010 году, то есть до начала вооруженного восстания, ныне переросшего в полномасштабную гражданскую войну. Отчасти поэтому, а также потому, что С-300 предназначены исключительно для обороны страны, а не для подавления мятежников, Москва не устает повторять, что ничего этими поставками не нарушает.
А вот поставка вооружений революционерам, которую Европа теоретически вправе начать сразу после отмены эмбарго 1 июня, серьезно беспокоит Россию. Упреки в адрес ЕС высказал во вторник и замглавы МИДа РФ Сергей Рябков. Решение Брюсселя он назвал "отражением двойных стандартов", которая наносит "прямой ущерб перспективе созыва международной конференции по Сирии в Женеве". С идеей форума выступили в начале мая в Москве министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри.
Россия не намерена пересматривать свою позицию по законным поставкам С-300, дал понять Рябков и более того, заявил, что эти поставки являются стабилизирующим фактором в сирийском конфликте. "Мы считаем, что подобного рода шаги во многом сдерживают некоторые "горячие головы" от возможности рассмотрения сценария, когда конфликту может быть придан международный характер с участием внешних сил, которые не чужды подобногорода идеям", - приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Решение ЕС об отмене эмбарго противоречит "духу и букве международного Договора о торговле оружием, который будет открыт для подписания 3 июня этого года", продолжил Рябков. Высокопоставленный дипломат напомнил, что ЕС во многом инициировал этот договор, согласно которому главную ответственность в сфере оружейных поставок всегда, при любых обстоятельствах несет законное правительство страны, куда они осуществляются. "Мы разочарованы тем, что принимаются решения, которые не просто не способствуют политическому урегулированию, но и противоречит той политике, которую проводит сам ЕС", - заключил замминистра.
РФ и США пока не сблизились, но в МИДе видят "первые лучи разума среди туч"
А накануне, выступая в одной из программ радиостанции "Голос России", Сергей Рябков констатировал, что Москве и Вашингтону пока не удается сблизить позиции по ряду важных параметров сирийской конференции.
Во-первых, у американских партнеров нет четкого понимания того, как нужно работать с оппозиционными силами в Сирии. А их, по словам дипломата, нужно подталкивать к тому, чтобы они направили на форум представительную делегацию, способную принимать решения от имени всей оппозиции. А кроме того, эту делегацию нужно сориентировать таким образом, чтобы не было попыток использовать саму конференцию, как инструмент отстранения Башара Асада от власти.
Во-вторых, пока нет согласия и по международному составу участников, продолжил Рябков. "Так называемая "Женева-1" 30 июня 2012 года была успешной, но следующий шаг мы просто не можем сделать в отсутствии представительства на будущей конференции и Саудовской Аравии, и Ирана, и Египта. Но партнеры наши, к сожалению, занимают жесткую позицию, пытаются не допустить туда иранцев, что неправильно, с учетом всего того влияния, которое Тегеран оказывает и на сирийскую ситуацию, и вообще в целом того влияния, которое он имеет в регионе", - пояснил замглавы МИДа.
"Мы не можем пойти на подобные мероприятия в ситуации, когда партнеры и потенциальные участники такой конференции пытаются навязать сирийскому народу решения извне, в том числе, заранее предопределить, что будет происходить в результате переходного процесса, параметры которого должны быть определены", - подчеркнул замминистра.
Тем не менее, сегодня появилось больше шансов на выработку приемлемой для всех основы урегулирования сирийского кризиса, чем раньше, считает Сергей Рябков. Несмотря на наличие "опасностей" и даже "возможности оказаться в политических ловушках", до сих пор не наблюдалось такого "порыва основных действующих сил и внешних влиятельных участников обсуждений и дискуссии", выразился дипломат.
Он пояснил, что у всех сторон сейчас есть "понимание того, что оставаться на "точке замерзания", точке кровопролития и умножения человеческих трагедий", больше невозможно. "Здесь нужен серьезнейший политический импульс, - сказал Рябков и завершил на почти поэтической ноте: - Поэтому с точки зрения прояснения грозового небосклона и появления первых лучей разума среди этих туч, наверное, что-то меняется".