Ведущие производители и торговцы продовольствием согласились продлить еще на три месяца мораторий на повышение цен на основные виды продовольствия, истекавший 1 февраля 2008 года. Соответствующая договоренность достигнута на их встрече с министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым. Понятно, что "разморозки" цен на продукты, от которой пострадали бы прежде всего наименее социально защищенные россияне, перед президентскими выборами, намеченными на 2 марта, власти допустить не могли, отмечает "Время новостей".
Теперь соглашение продлевается до 1 мая, а в начале мая должна состояться инаугурация третьего президента России. Летом уже подоспеет новый урожай, будет легче контролировать рост цен, надеются эксперты.
Правда, на все шесть "социальных" товаров цены повысятся, уверяет источник "Ведомостей". Насколько - производители только будут обсуждать. Другой участник встречи полагает, что наценка сетей не изменится, повысятся на несколько процентов цены поставщиков. Производители хотели бы получить в ответ на свою покладистость преференции, в частности фиксацию энерготарифов, но пока вопрос "об уступках не стоит", говорит участник совещания. Документ о пролонгации будет подписан 31 января.
В рознице товары "замороженной" группы продолжали дорожать, хотя и медленно: по данным Росстата, за ноябрь - декабрь подсолнечное масло выросло в цене на 3%, молоко - на 6,2%, хлеб - на 1%.
Наиболее примечательные цитаты из российских газет на эту тему приводит сайт Заголовки.ру.
В совещании в Минсельхозе участвовали представители Росптицесоюза, Агропромсоюза, Молочного союза России, Масложирового союза, "Юнимилк", "Вимм-Билль-Данн", торговых сетей: Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), "Ашан", Metro Cash & Carry, "Копейка", Billa, X5 Retail Group.
Продавцы компенсируют "заморозку", поднимая цены на "несоциальные" продукты
Напомним, соглашение о замораживании цен, подписанное 15 октября прошлого года со сроком действия до 1 февраля нынешнего, было призвано стабилизировать ситуацию на продовольственном рынке в связи с резким ростом цен на основные продукты питания минувшей осенью. Вслед за ценами на мировых рынках они поднялись в среднем на 40-60%, что накануне выборов в Госдуму стало для правительства особенно неприятным сюрпризом.
Кабинет министров был вынужден предпринимать экстренные меры с целью снижения темпов продовольственной инфляции, в частности для стабилизации цен на зерно (а значит, на хлеб и продукцию животноводства, в котором зерно используется в качестве корма), молоко, масло и т.д.
Одной из эффективных мер (наряду, например, с повышением экспортных пошлин на зерно) было признано замораживание цен на социально значимые продукты питания, которое и осуществили в "добровольно-принудительном" порядке крупнейшие переработчики продовольствия и сетевые магазины. Правда, под действие соглашения подпали только шесть наименований товаров: два вида хлеба - пшеничный и ржаной, молоко не менее 1,5% жирности, кефир 1%, масло подсолнечное и яйцо куриное. При этом еще до заключения соответствующего "антиинфляционного пакта" продавцы и аналитики продовольственного рынка практически в один голос заявляли, что убытки торговых сетей будут компенсированы за счет повышения цен на "несоциальные" продукты.
После выборов моратория не будет
Инфляция будет проблемой и для нового президента, и для премьера, и для нового правительства в целом. Причем решать ее придется в крайне сложных условиях. Для борьбы с инфляцией, полагают Минфин и ЦБ, необходим как раз контроль за денежной массой и ограничение денежных потоков, выливающихся на рынок. Что входит в противоречие с уже запланированными дополнительными бюджетными ассигнованиями в социальной сфере, не говоря уж о разрекламированных масштабных инвестиционных проектах государства. При этом кризис на мировых биржах создает проблемы для отечественной финансовой, в частности банковской, системы, которой для поддержания устойчивости требуется денежная подпитка.
Вряд ли нынешний мораторий будет продлен еще раз, полагает "Время новостей". Во-первых, подобное манипулирование ценами на достаточно долгом промежутке времени может привести к нежелательным перекосам на продовольственном рынке, а во-вторых, после президентских выборов подобные откровенно антирыночные меры борьбы с инфляцией вряд ли будут так необходимы.
В мае-июне можно будет уже ждать первых поставок продукции нового урожая, что могло бы помочь сдержать скачок цен, который нередко следует после периода их принудительного сдерживания. По крайней мере едва ли такой способ, как очередная "заморозка", будет хорошо характеризовать экономическую политику нового президента. А отвечать за инфляцию к тому времени, возможно, придется уже новому премьер-министру Владимиру Путину.