www.icrc.org

Президент Международного комитета Красного Креста Якоб Келленбергер инициирует встречу с президентом РФ Владимиром Путиным. Он направил Путину письмо с жалобой на то, что МККК уже почти два года не имеет доступа к лицам, попавшим в заключение в ходе конфликта на Северном Кавказе.

По его словам, цель его письма - добиться возобновления визитов, и для этого он хотел бы встретиться с Путиным лично. "В случае с Россией приоритет для меня - иметь доступ к заключенным", - сказал он.

В интервью газете Le Monde он рассказал, что в 2000 году лично вел переговоры с президентом России Владимиром Путиным о получении мандата на продолжение деятельности МККК на Северном Кавказе.

"Я хотел получить доступ ко всем заключенным, арестованным в результате полицейских операций в Чечне, независимо от того, находились ли они там или где-то в другом месте в России. Я хотел также, чтобы нам разрешили оказание медицинской и иной помощи перемещенным лицам", - сказал Якоб Келленбергер. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

По его словам, некоторое время все шло хорошо. Но после Беслана российские власти перестали предоставлять доступ к заключенным. Они твердили, что правила визитов МККК противоречат их законодательству - доступ ко всем заключенным, регулярность посещений, возможность беседовать без свидетелей. "Они хотят изменить правила визитов Красного Креста. И мы предпочли временно прекратить визиты, чтобы не изменять своим принципам", - добавляет глава международной организации.

Пока МККК публично не осудил существование тайных мест заключения на Северном Кавказе. Между тем в 2004 году, когда речь шла о тайных тюрьмах ЦРУ, Красный Крест пошел на эту меру. Отвечая на этот вопрос, президент МККК отметил, что нужны доказательства. "Знаете, в мире есть много мест, которые мы едва ли сможем посетить. Принципом МККК является конфиденциальность. Я считаю, что мы выполнили свою часть контракта с русскими. В их же интересах было бы предоставить нам выполнять свою работу", - говорит он.

МККК посетил более 2600 тюрем в 76 странах: о ситуации в других регионах

Вместе с тем Якоб Келленбергер напомнил, что в прошлом году МККК посетил более 2600 тюрем в 76 странах: это более полумиллиона заключенных во всем мире.

На вопрос о Гуантанамо, глава МККК отметил, что юридическом плане подвижек с американской стороны нет. МККК всегда требовал, чтобы был определен юридический статус каждого человека, и чтобы можно было знать, какое право можно применять.

Но американские представители рассуждают совершенно в других категориях, говоря о "глобальной войне с терроризмом" и "вражеских боевиках". "Международный вооруженный конфликт" в Афганистане продолжался с 7 октября 2001 года по 19 июня 2002 года. Между тем на Гуантанамо есть люди, арестованные во время и после этого конфликта, а также арестованные при совершенно иных обстоятельствах.

Красный Крест только что впервые принял в свое лоно израильскую и палестинскую спасательные организации. По оценке Келленбергера, гуманитарная ситуация на палестинских территориях за последние месяцы ухудшилась. "Палестинский Красный Полумесяц столкнулся с перебоями в финансировании. Поэтому мы оказали ему дополнительную помощь, чтобы он мог заниматься больницами и медицинскими пунктами", - сказал он.

Говоря об Ираке, Келленбергер отметил, что МККК потерял в этой ближневосточной стране пятерых сотрудников, четверо из которых были убиты. Красный Крест посещает в Ираке около 11 тысяч заключенных, арестованных войсками коалиции и курдскими властями на севере. "Мы продолжаем работать, потому что, если мы уйдем из Ирака, посещать заключенных будет некому", - заключил он.