Замглавы президентской администрации Владислав Сурков подтвердил свою репутацию главного кремлевского идеолога. У России нет элиты, чиновникам не хватает идеологических убеждений, а президент в ближайшем будущем может получить партбилет, заявил накануне Сурков на встрече с журналистами. Также он предостерег бизнесменов от вмешательства во власть и объяснил, как в России понимают демократию. Сурков становится публичной фигурой, констатируют эксперты. В четверг российская и зарубежная пресса подробно комментирует заявления влиятельного кремлевского чиновника.
Сурков считается одним из наиболее молчаливых российских чиновников, и накануне в Москве случился его редкий бенефис: он долго и подробно отвечал на вопросы иностранных журналистов. Как пояснили источники в администрации президента, встреча проходила в рамках подготовки к июльскому саммиту G8 в Санкт-Петербурге, поэтому из российских СМИ на нее были приглашены лишь представители информагентств.
Формально вчерашнее выступление Суркова имело относительно узкую задачу - показать, что Россия по всем параметрам, включая развитость политических институтов, достойна своего председательского места в "большой восьмерке". Но Сурков не был бы Сурковым, если бы не превратил общение с журналистами в фейерверк политологии пополам с политтехнологией.
Речь Суркова можно трактовать шире: он, наконец, нашел российскую национальную идею. Если отталкиваться от знаменитой триады графа Уварова, то формула Суркова такова: "идеологическая целостность" - "суверенная демократия" - "модернизированная экономика". Несмотря на фрагментарность, из его высказываний вполне выстраивается новая философия российского государства.
Сурков развел демократию на "суверенную" и "управляемую"
Основную часть полуторачасовой беседы Сурков посвятил отношениям с Западом - советовал ему (цитаты по "РИА Новости") поучиться у России: "Мы признаем свои недостатки и не лезем в чужие дела" - и сетовал, что многие, "простудившись во время холодной войны, кашляют до сих пор". В России демократия суверенная, говорил Сурков (цитата по "Интерфаксу"), в отличие от управляемой, которая навязывается "центрами глобального влияния всем народам без разбора - силой и лукавством".
Несмотря на заявленную международную тематику брифинга, главными на нем стали вопросы внутренней политики России - точнее, то, как к этой политике относятся на Западе. Владислав Сурков развел демократию на "суверенную" и "управляемую", пишет "Коммерсант".
Российская "суверенная демократия" ничем не отличается от европейской, а те, кто ее критикуют, делают это "со спекулятивными целями". Это заявление стало очередным и, возможно, последним предупреждением в адрес западных лидеров о том, что обсуждать на июльском саммите "большой восьмерки" вопросы внутрироссийской политики Кремль категорически не намерен.
Сурков сразу заявил, что в оценке российской политсистемы на Западе зачастую применяют двойные стандарты, и заверил, что на самом деле российское понятие о демократии ничем не отличается от общепринятого европейского. "Наша российская модель демократии называется "суверенной демократией", - пояснил замглавы администрации. - Мы хотим быть открытой нацией среди других открытых наций и сотрудничать с ними по справедливым правилам, а не управляться извне".
Тему "управления извне" Сурков развил подробно. Он подчеркнул, что "управляемая демократия" - это отнюдь не то, что, по мнению ряда критиков, строится сейчас в России, а "навязываемая некоторыми центрами глобального влияния шаблонная модель неэффективных и управляемых извне экономических и политических режимов".
Но быть "управляемой демократией" Россия не собирается, передает слова Суркова "Время новостей". "Мы хотим быть свободной нацией среди других свободных наций и сотрудничать с ними по справедливым правилам, а не управляться извне", - сказал замглавы администрации президента.
А когда его упрекнули в том, что власть поддерживает одну из партий, Владислав Сурков объявил такую точку зрения абсурдной, поскольку это "соответствует практике всех демократических государств": "Мы поддерживаем и будем поддерживать "Единую Россию", так всем и передайте". "Разве Джордж Буш не поддерживает республиканскую партию, а Тони Блэр - лейбористскую?" - риторически спросил представитель Кремля.
Главный помощник Путина утверждает, что Россия подходит на роль председателя саммита G8
Ведущий кремлевский политтехнолог осудил критиков с Запада, громогласно выступив в защиту демократических достижений президента Путина в преддверии саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Главный помощник президента Путина утверждает, что Россия более чем подходит на роль председателя саммита G8, пишет The Times. (Полный текст на сайте InoРressa.ru.)
Ряд западных экспертов полагает, что РФ не удовлетворяет стандартам демократии, а ее председательство в G8 подрывает авторитет элитного клуба. Такая оценка содержится в докладе Freedom House о состоянии демократии в России за первое полугодие 2006 года.
Неудовлетворительная оценка российской демократии содержится в появившемся на днях докладе авторитетного британского исследовательского центра Foreign Policy Centre, который был подготовлен к саммиту G8. По мнению его авторов, в России наблюдается отступление от демократии и гражданских свобод, и она не созрела не только для председательства, но и для членства в "восьмерке".
К экспертному сообществу присоединяются и влиятельные политики. В конце июня группа сенаторов США обратилась с открытым письмом к лидерам семи наиболее развитых стран мира, предложив им выразить на саммите резкий протест против антидемократической политики российских властей.
С тем, что вчерашние заявления Владислава Суркова адресованы, прежде всего, западным лидерам, согласны и российские оппозиционеры. "Идет пропагандистская подготовка к саммиту, - уверен лидер Объединенного гражданского фронта (ОГФ) Гарри Каспаров. - Тон, взятый Сурковым, умеренно вежливый: мол, не лезьте в наши дела, мы сами с усами". При этом лидер ОГФ уверен, что зарубежные лидеры на саммите, "безусловно, выйдут за рамки заданной Кремлем темы, но заявления будут делаться с оглядкой на внутриполитическую ситуацию внутри стран, которые представляют западные лидеры".
В то же время близкий к Кремлю политолог Глеб Павловский полагает, что обсуждение на саммите вопроса о "степени демократичности России" было бы "возможным, но странным". "Обсуждать можно сколько угодно, - пояснил он. - Но с позиции "учитель - ученик", "инквизитор - еретик" Россия точно не будет обсуждать ни с кем свое политическое устройство. А на равноправной основе можно обсуждать все что угодно".
"Россия ожидает жесткой критики от партнеров по "восьмерке", и риторика Суркова должна показать, что Россия будет бить наотмашь", - считает Алексей Арбатов из Центра Карнеги. Едва ли обмен жесткими заявлениями между Россией и Европой скажется на ходе саммита - на публике все будут вести себя благожелательно, не согласен Ричард Уитман из лондонского аналитического центра Chatham House.
Президент получит партбилет
Сурков не исключил, что в "ближайшей исторической перспективе" президент получит партбилет. Какой партии, Сурков не сказал, но выразил полную поддержку "Единой России". "Единороссы" надеются, что президент будет членом именно их партии, закон ему этого не запрещает.
"На протяжении всего срока нашей деятельности мы это ему предлагаем, но пока он ничего не ответил", - признается руководитель центрального исполкома "Единой России" Андрей Воробьев. Речь не идет о немедленном вступлении Путина в партию, под исторической перспективой надо рассматривать выборный цикл - президентом может стать член партии, если она его выдвинет, пояснил "Ведомостям", другой чиновник кремлевской администрации.
Если президент возглавит партию власти, это очень опасно, говорит секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов: оппозиция будет ущемлена в правах, а идеологии у "Единой России" нет - она подстраивается под Кремль, а не защищает интересы страны.
Экономика без критической массы
Экономический раздел - самая слабая часть вчерашнего выступления Суркова, констатирует Газета.GZT.ru. Цель перед экономической политикой он ставит: "Следует воспользоваться конъюнктурой и быстрее приступить к модернизации". И тут же выдает острую, хотя и безличную критику: "На мой взгляд, стратегического видения в сфере развития экономики вообще не хватает нашему сообществу". Под сообществом в широком смысле он опять понимает политическую элиту, конкретизируя, что уже много лет не набирается "критическая масса людей", которые определили бы долгосрочную стратегию в экономике и выполнили бы задачи.
Фактически же Сурков критикует правительство. Эту критику разделяет первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников, о чем он и рассказал "Газете". Он подчеркивает, что о стратегической несостоятельности правительства говорится на седьмом году президентства Путина, что делает этот факт куда более "катастрофичным" по сравнению с тем, как он прозвучал из уст Суркова.
Тема правительства вызвала вопросы о вероятных отставках, которые Сурков отказывается комментировать. Но очередь дошла и до руководителей крупнейших государственных корпораций. "Не надо думать, что это люди навеки данные. Когда сменится власть, когда придут новые люди, скорее всего, и руководство компаний будет меняться". И самое главное: "Они служащие, а не хозяева, и поэтому не могут представлять угрозы". Из чего следует, что агрессивная политика госкомпаний будет продолжена, хотя все равно от "угрожающих" слов Суркова веет холодком внутреннего противостояния в команде Путина.
Как сообщают "Ведомости", Сурков вчера еще раз появился на публике - приехал в "Александер-хаус", в Фонд эффективной политики Глеба Павловского, и высидел часовую лекцию журналиста Виталия Третьякова, представлявшего сборник статей политологов "Суверенитет". Но выступать не стал: "Я уже сегодня достаточно наговорил".
Участившиеся выступления Суркова, весьма вероятно, связаны с его стремлением стать публичной фигурой, считает бывший замглавы администрации президента Олег Сысуев, а кроме того, Сурков может быть недоволен работой близких к Кремлю экспертов, разъясняющих журналистам политику администрации, и все чаще предпочитает делать это сам.