Moscow-Live.ru / Алексей Поляков

Роскомнадзор (РКН) потребовал удалить с YouTube-канала екатеринбургского издания E1.RU две онлайн-трансляции из сквера у Драмтеатра, которые проводились во второй и третий день противостояния между сторонниками и противниками строительства храма Святой Екатерины.

РКН мотивирует это требованием прокуратуры, которая увидела в комментариях пользователей "призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка". Руководитель юридического отдела E1.RU Евгений Шуров заявил, что руководство портала намерено удалить все комментарии, послужившие основанием для требования.

"Корреспонденты E1.RU всю неделю, когда шло противостояние, в прямом эфире показывали происходящее в сквере. Наши стримы одновременно смотрели тысячи человек, под видео оставлены тысячи комментариев", - отмечается в материале портала.

Шеф-редактор портала Znak.com Дмитрий Колезев в своем Telegram-канале отметил, что по закону претензии должны предъявляться к самой площадке - YouTube. "Лично слышал на семинаре для редакторов в Роскомнадзоре позицию ведомства: СМИ несут ответственность только за содержание самого СМИ (вебсайта), а все, что в соцсетях, - это уже дело соцсетей", - пишет журналист.

Аналогичные претензии у Роскомнадзора ранее возникли к YouTube-каналу депутата Законодательного собрания Саратовской области Николая Бондаренко, который тоже публиковал видео о протестах в Екатеринбурге. В его случае РКН также сослался на требования прокуратуры, которая увидела призывы к экстремистской деятельности в комментариях к ролику.

"То есть, третье лицо в комментариях, которых было более 10 000, что-то там написало и это дает право генеральному прокурору или его заместителям через Роскомнадзор блокировать любую неудобную тему!?" - прокомментировал депутат ситуацию в соцсети "ВКонтакте", пообещав подать на Генпрокуратуру в суд. Однако видео ему пришлось удалить.

В новом ролике Бондаренко объяснил, что его удаленное видео не содержало никаких призывов. "Я просто рассказывал о том, что жители Екатеринбурга возмущены и отстаивают свои права. Не предлагал выходить на улицы, противостоять полиции. Лишь озвучивал факты и говорил, что жители Екатеринбурга могут лишиться сквера и такая ситуация может произойти в любом городе России", - рассказал Бондаренко.

"Получается, что любой сотрудник ФСБ, МВД, РКН, прокуратуры или какой-нибудь студент по просьбе этих ведомств может гипотетически оставить комментарий под видео на YouTube с какими-либо призывами и это станет поводом для блокировки" - заявил он, добавив, что это позволяет блокировать любой неугодный власти интернет-материал.

Акции протеста против строительства храма на месте сквера в Екатеринбурге проходят уже несколько месяцев. С 13 мая, когда в сквере установили ограждение, ситуация обострилась. В течение нескольких дней было задержано больше 100 протестующих, более 30 из них получили административные аресты.

Задержанные рассказали об избиениях, в том числе и несовершеннолетних. Уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова добавила, что большинство протоколов на задержанных составлялись по одной схеме.

Только после того, как на фоне общенационального резонанса президент РФ Владимир Путин посоветовал провести опрос о стройке среди жителей (предположив при этом, что против строительства храма протестуют "безбожники"), власти заинтересовались мнением горожан.

Опрос ВЦИОМ, известного провластной позицией, неожиданно показал, что 74% жителей Екатеринбурга не приемлют строительства храма на месте сквера. Власти не удалось получить нужный ей результат даже несмотря на то, что от респондентов скрывали главный вариант ответа ("храм на месте сквера строить не следует"), и подводили их к другому ответу вопросами типа: "Считаете ли вы себя верующим человеком?" и "Как вы, в целом, относитесь к Алексею Навальному?" (его региональный штаб был одним из организаторов акции протеста).

Чуть позже также стало известно, что участников акций протеста против строительства храма вызывают в ФСБ на "неофициальные беседы: эксперты опасаются, что эти люди могут стать подозреваемыми в уголовном деле.