Независимые эксперты, проводившие расследование катастрофы под Ярославлем Як-42 с хоккейной командой "Локомотив", пришли к выводам, противоположным тем, которые в начале ноября обнародовали эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Как пишет газета "Известия", обстоятельства крушения по просьбе родных погибших изучали летчик-испытатель, пилот 1-го класса Владимир Герасимов, ведущий эксперт России по авиакатастрофам Валентин Дудин и летчик-испытатель 1-го класса Александр Акименков. По мнению экспертов, главной причиной катастрофы стали конструктивные и аэродинамические недостатки Як-42. Кроме того, к крушению привели и недочеты в организации работы авиакомпании "Як-сервис", уверены специалисты. По данным газеты, теперь родные погибших будут требовать продолжения расследования и не исключают обращения в суд.
Напомним, эксперты МАК считают, что самолет упал из-за того, что один из пилотов по ошибке при взлете нажимал на тормоз. Кто именно это делал, установлено не было, однако экспертиза нашла в крови второго пилота Игоря Жевелова следы запрещенного к употреблению летчиками медицинского препарата - фенобарбитала, оказывающего тормозящее действие на центральную нервную систему.
- ТЕКСТ переговоров экипажа Як-42: от шуток и смеха до криков и мата
- Вдову второго пилота разбившегося Як-42 шокировали откровения МАК
По данным МАК, с 2000 года у Жевелова началось снижение рефлексов в ногах, а с 2005 года и на руках. В 2007 году он обратился к частному врачу-неврологу, который прописал ему для улучшения нервно-мышечной системы "Нейромедин". Выяснилось, что Жевелов не имел права находиться за штурвалом, поскольку последние 11 лет страдал полинейропатическим синдромом.
По мнению экспертов МАК, возможно, именно из-за снижения чувствительности Жевелов 7 сентября не заметил, как нажал на педаль тормоза во время взлета, что привело к катастрофе. Вдова второго пилота опровергла версию о болезни мужа.
В отчете по катастрофе Як-42 эксперты МАК также указали, что в процессе подготовки летчиков экипажа были допущены серьезные нарушения.
Независимые эксперты согласны с тем, что при взлете пилот мог жать на тормоз, но делал это не из-за лекарственного препарата, а по причине конструктивного недостатка педалей. Однако при этом, подчеркивают специалисты, самолет все же взлетел. Как отметил Владимир Герасимов, поэтому можно предположить, что непосредственной причиной авиакатастрофы стали технические причины - отсутствие поперечной управляемости самолета. В пользу этой версии свидетельствуют данные экспертизы - ведь Як-42 столкнулся с землей вначале левым крылом в крене при полностью отклоненных элеронах вправо.
По данным эксперта, ранее на Як-40 было зарегистрировано шесть аналогичных авиационных происшествий, когда после взлета у самолета начинался самопроизвольный и неуправляемый крен, и он сталкивался с землей крылом.
В официальном отчете говорится, что Як-42 вышел на закритические углы атаки и перешел в режим сваливания. По словам Валентина Дудина, резкого и значительного отклонения руля высоты не было, а сваливание самолета возможно лишь при достижении самолетом определенной скорости - около 170 км/ч, либо вертикальной перегрузки. Однако в ярославской катастрофе этого, по сведениям "черных ящиков", не было.
Александр Акименков, в свою очередь, отметил, что в воздухе Як-42 был всего две-три секунды, после чего упал. По словам летчика, если бы было резкое кабрирование, то самолет за эти секунды взлетел бы метров на тридцать, а не всего на пять.
Как указывают независимые эксперты, в отчете МАК также ничего не сказано о причинах смены режима работы двигателей на малый газ (предположительно, бортмехаником), хотя несомненно, что это уменьшение тяги повлияло на возникновение и развитие аварийной ситуации. Отметили специалисты и полное отсутствие летной подготовки в авиакомпании "Як-сервис", хотя авиакомпания и прошла все необходимые проверки.
Самолет Як-42 с хоккейной командой "Локомотив", летевшей в Минск на матч с "Динамо", разбился 7 сентября под Ярославлем. На борту самолета находились 45 человек. После катастрофы выжил только один человек - бортинженер Александр Сизов.