Global Look Press

Авторы концепции стратегии национальной кибербезопасности привлекут пользователей интернета к ее доработке, заявил зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и по совместительству автор документа Руслан Гаттаров, сообщает РИА "Новости".

"Он будет вывешен в свободный доступ, и любой гражданин, которому эта тема близка, сможет отзываться об этом документе и дать свои предложения. Мы считаем, что это очень важно, потому что интернет-сообщество и пользователи интернета в целом - их эта тема волнует. И, может, они подскажут нам какие-то интересные мысли", - заявил Гаттаров на слушаниях по вопросам кибербезопасности в Совфеде.

Перед тем, как передать концепцию на суд общественности, ее доработают с учетом критики профильных министерств и компаний, пообещал Гаттаров. "И только после этого мы будем просить нашего председателя Валентину Матвиенко как члена Совбеза РФ внести на обсуждение этого органа, который обеспечивает безопасность государства, в том числе и связанную с кибербезопасностью. И только после согласования в рамках Совбеза этот документ будет направлен на рассмотрение главы государства", - цитирует сенатора "Интерфакс".

Кроме того, концепцию могут вынести на обсуждение Совета безопасности РФ. "Мы намерены обратиться с просьбой к Валентине Матвиенко как члену Совета безопасности вынести доработанный документ на обсуждение Совбеза как органа, прямыми полномочиями которого, в соответствии с Конституцией, является обеспечение безопасности государства и граждан, в том числе, и кибербезопасности", - заявил на заседании комиссии Совфеда ее секретарь Александр Шепилов, передает ИТАР-ТАСС.

По словам Гаттарова, кибербезопасность включает в себя все вопросы, которые касаются выхода в интернет, а также в целом технологического аспекта. "Кроме этого, в современных условиях вполне реальна возможность использования кибероружия в рамках специальных операций и кибервойн, в том числе сопровождающих традиционные боевые действия", - подчеркнул сенатор.

Сенатор признал, что к термину "кибербезопасность" есть претензии у ряда заинтересованных ведомств. В преддверии слушаний в органах исполнительной власти действительно критиковали концепцию, отмечая, что не согласны с самой идеей вычленения кибербезопасности из более общего понятия "информационная безопасность", которое заложено в российских нормативно-правовых актах. Кибербезопасность - это прежде всего защита коммуникационных каналов (в частности интернета) и аппаратуры. Информационная безопасность включает в себя контент.

Однако, как подчеркнул Гаттаров, анализ показывает, что в официальных российских документах в области информационной безопасности термин "кибербезопасность" не выделяется из объема понятия "информационная безопасность" и не используется отдельно. "Поэтому, исходя из опыта большинства зарубежных стран, мы выделяем термин "кибербезопасность" в самостоятельную дефиницию", - отметил он.

В ФСБ предполагают, что "концепция" может превратиться в "стратегию"

В свою очередь представитель ФСБ Николай Мурашов, не исключил, что итоговый "документ, который именуется "концепцией" в готовом виде будет назван как-то иначе, возможно, он будет назван стратегией".

По его словам, у ФСБ есть замечания к представленному документу, в частности, касающиеся того, что он должен соответствовать общепринятой в России нормативно-правовой и законодательной базе, а также будет соотноситься с теми законодательными актами, которые будут приняты в дальнейшем. "Необходимо создать такой документ и такую терминологию, которая будет в нем зафиксирована, которая не дублировала бы имеющуюся нормативно-правовую базу, в том числе и международные акты, к которым присоединилась Россия", - заявил Мурашов.

Вопрос кибербезопасности и информационной безопасности стал привлекать больше внимания после скандалов с разоблачениями беглого экс-сотрудники ЦРУ Эдварда Сноудена, который "слил" СМИ информацию о прослушке Агентством национальной безопасности США не только рядовых граждан, но и политиков мирового уровня.

Гаттаров уверен, "персональные данные в электронном виде стали ресурсом, за которым охотятся целые страны". "Через управляемые компьютером трубопроводы и ядерные лаборатории можно парализовать одним заказным вирусом", - пугает сенатор, добавив, что "шпионские программы и взломы стали идеальным инструментом для бесконечной "холодной войны".