ufa1.ru

Семья курсанта Новосибирского высшего военного командного училища (НВВКУ) Радмира Сагитова, покончившего с собой из-за издевательств однокурсников, обратилась в четверг в Октябрьский районный суд Новосибирска с иском о компенсации. Отец, мать и сестра 17-летнего Радмира требуют с Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Новосибирской области 6 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда и почти 60 тысяч рублей материального ущерба, сообщает правозащитная ассоциация "АГОРА" со ссылкой на адвоката Анну Чурикову, представляющую интересы семьи Сагитовых.

Приехавший учиться в Новосибирск из Башкортостана Радмир Сагитов 5 марта 2008 года был найден в ванной с перерезанными венами в одной из квартир Академгородка. Он скончался в больнице от потери крови. Посмертная психолого-психиатрическая экспертиза установила, что Сагитов более семи месяцев находился "в состоянии психоэмоционального напряжения". В доведении Сагитова до самоубийства признали виновными 10 курсантов и сержантов этого элитного военного училища.

- Самоубийства составляют половину небоевых потерь в российской армии

"Иск о компенсации морального и материального вреда подан спустя два месяца после того, как приговор вступил в законную силу. Адвокатам требовалось время, чтобы изучить решение окружного военного суда и согласовать позицию с родственниками погибшего", - пояснили в правозащитной организации.

Ранее сообщалось, что родственники Радмира Сагитова планировали предъявить гражданский иск к Министерству обороны РФ, но затем передумали, посчитав, что иск к учебному заведению, где и произошла трагедия, будет уместнее. Однако в итоге они решили судиться с Минфином, выступающим в лице государства.

В мае этого года военный гарнизонный суд Новосибирска вынес приговор 10 курсантам училища, виновным в доведении Радмира Сагитова до самоубийства. Двое приговорены к 2,5 и 3 годам условно, еще восемь человек получили от 2,5 до 5 лет лишения свободы, при этом семеро будут отбывать наказание в колонии общего режима, один - в колонии-поселении.

Все 10 подсудимых были признаны виновными по ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий) и ст. 335 (нарушение уставных правил взаимоотношений) УК РФ. Однако сестра погибшего Лилия Сагитова заявила, что приговором она недовольна, "так как руководство училища, которое было в курсе того, что происходило в роте, не было наказано".

Мать погибшего курсанта Танзеля Сагитова рассказала, что в училище сына унижали из-за национальной принадлежности - он был единственный татарин в роте. По ее словам, Радмир неоднократно обращался к руководству с жалобами на унижение (не называя конкретных фамилий), однако на его просьбы никто не реагировал.

Обвиняемые частично признались в суде в насилии над Сагитовым, однако отказались признавать связь между систематическим избиением и самоубийством курсанта. В суде также было допрошено бывшее руководство училища - и.о. начальника Михаил Тихомиров и заместитель по воспитательной работе Денис Закотей. Оба свидетеля на заседании заявили о том, что были не в курсе избиения Сагитова.

Суд также вынес частное определение в адрес главнокомандующего сухопутными войсками Министерства обороны России об устранении в Новосибирском высшем военном командном училище причин, которые способствовали совершению преступления.

Новосибирское высшее военное командное училище считается элитным военным заведением, в котором готовят, в частности, офицеров для подразделений специальной разведки. За 40 лет существования училища 22 его выпускника удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, каждый четвертый выпускник имеет государственные награды.