Moscow-Live.ru

Во вторник, 30 декабря, "Российская газета" опубликовала новую военную доктрину РФ, введенную в действие указом президента Владимира Путина. В ней говорится о том, какие опасности и угрозы, с точки зрения Москвы, существуют в современном мире, какие особенности имеют сегодняшние военные конфликты, а также - каким образом государство намерено реагировать на возможные обострения обстановки.

"Мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития, неустойчивостью процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств", - говорится в документе.

На первое место в числе основных внешних опасностей отнесено наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО), наделение ее глобальными функциями в нарушение международного права, приближение военной инфраструктуры НАТО к границам РФ.

Далее в документе указывается на опасности дестабилизации обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности, разворачивание воинских контингентов иностранных государств в соседних с РФ странах, создание систем ПРО, нарушающих сложившееся расширение сил.

Кроме того, в перечне опасностей оговорены территориальные претензии к России и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела, распространение оружия массового поражения, нарушение отдельными странами международного законодательства в области сокращения вооружений, применение военной силы в нарушение устава ООН, очаги военных конфликтов в сопредельных странах.

Растущей угрозе глобального экстремизма (терроризма) и его новым проявлениям отведено только десятое место. Далее следуют очаги межнациональной и межконфессиональной напряженности в сопредельных странах, рост территориальных противоречий, сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира; использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях, смена режимов в сопредельных государствах и подрывная деятельность иностранных спецслужб.

В числе внутренних опасностей в военной доктрине РФ оговорены деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, дестабилизацию обстановки в стране; деятельность террористов, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности РФ;. деятельность по информационному воздействию на население, "в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества"; а также провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание ненависти либо вражды.

Россия оставляет за собой право защищать своих граждан по всему миру

Основными военными угрозам в адрес РФ признаны резкое обострение военно-политической обстановки (и создание условий для применения военной силы); воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ, контроля космического пространства, атомной энергетики, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов; создание и подготовка НВФ, демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях соседних государств, а кроме того - активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств с проведением мобилизации и переводом органов управления на работу в режиме военного времени.

"Военная политика Российской Федерации направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения вооруженных сил, других войск и органов, повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников", - провозглашает доктрина.

Как отмечается в документе, Россия обеспечивает постоянную готовность вооруженных сил к сдерживанию и предотвращению конфликтов, вооруженной защите РФ и союзников, при этом в основу военной политики положено недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого.

Российская Федерация считает правомерным применение силы для отражения агрессии против нее или союзников, действий по решению Совбеза ООН или других структур коллективной безопасности, а также для защиты своих граждан, находящихся за пределами страны. Решение о применении вооруженных сил в мирное время остается за президентом. Нападения или проявления агрессии в адрес союзных государств и государств - членов ОДКБ приравниваются к нападению на Россию. В числе мер стратегического сдерживания силового характера предусматривается применение высокоточного оружия. Ядерное оружие может быть применено в ответ на атаку с использованием ядерного потенциала или других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Решение остается за президентом.

В документе также оговорены приоритеты сотрудничества с Белоруссией, Абхазией и Южной Осетией, государствами - членами ОДКБ, участниками СНГ, ОБСЕ, ШОС, БРИКС и ООН.

В новой редакции появились новые опасности и технологии

"В новой военной доктрине учитывается наращивание силового потенциала другими государствами, учитывается ситуация на Украине, в Сирии. То есть произошло осознание новых опасностей. Впервые в доктрину попали такие процессы, как подрывная деятельность иностранных спецслужб в соседних государствах. И самое интересное - мы видим озабоченность автора военной доктрины возможным использованием финансируемых и управляемых извне политических сил и общественных движений. Чего также ранее не было", - отмечает в комментарии "Российской газете" глава Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.

Член общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко отметил появление в новой редакции военной доктрины обозначения в качестве реальной угрозы "концепции молниеносного глобального удара, который реализуют США". "В ее основе лежат наступательные установки Пентагона, помноженные на соответствующие действия - развертывание у наших границ высокоточного оружия, появление в ближайшей перспективе гиперзвукового оружия в неядерном оснащении", - пояснил эксперт.

"Также любопытно указание на применение новых нетрадиционных форм ведения боевых действий - использование протестного потенциала местного населения, манипулирование информационными потоками и сознанием - все, что позволит решать прежние военные задачи качественно новыми способами. Помимо этого в доктрине появилось понятие "неядерного сдерживания". Это означает признание и демонстрацию того, что у нас сегодня армия качественно иная, и что она в нынешнем состоянии способна предотвращать военные инциденты, опираясь на силы общего назначения, а не на ядерный потенциал". - уверен Коротченко.

В документе разглядели попытку оправдать агрессию и нападения на любые государства

Депутат ярославской облдумы, сопредседатель РПР-ПАРНАС Борис Немцов посчитал, что новая редакция документа позволяет России нападать на любое государство. В своем комментарии в Facebook он цитирует статью 22 доктрины: "Российская Федерация считает правомерным применение вооруженных сил, других войск и органов для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации".

"Народ долго думал, какие варианты оккупации Беларуси или Казахстана могут быть? Теперь, после принятия Доктрины, сценарии становятся очевидными. Напишут граждане, живущие в Гомеле или Астане письмо Путину, как их Лука и Назарбаев зажимает, а он, со ссылкой на 22 статью, возьмет и пришлет им войска. Нового в этом ничего нет. Гитлер тоже оккупировал Судеты, защищая немцев. Но теперь для русских, живущих за рубежом, Путин создал огромные проблемы. На них будут смотреть как на источник постоянной военной угрозы", - полагает Немцов.

А министр обороны Литвы Юозас Олекас считает, что Россия, принимая новую военную доктрину, пытается оправдать свою агрессию и путает причины и следствия. Комментируя Delfi отнесение наращивания потенциала НАТО к числу главных опасностей для РФ, министр высказал мнение, что Россия пытается указать на принимаемые Альянсом дополнительные меры безопасности в Восточной Европе как на причину.

"Это означает ставить телегу впереди лошади. Когда НАТО не предпринимало таких действий, они милитаризовали западную окраину России, Калининградскую область, аннексировали сопредельные государства. Между тем в то время, когда с целью обороны и сдерживания идет дислокация сил НАТО, они пытаются говорить, что это причина, по которой они делали это восемь лет назад в Грузии или год назад на Украине. Это полная перестановка местами причины и следствия", - заявил Олекас.

"Независимая газета" приводит слова одного из создателей доктрины, экс-начальника Генштаба генерала армии Юрия Балуевского, который в 2009-2010 годах руководил подготовкой предыдущей редакции документа. "Наша доктрина отвечает тем реалиям, в которых мы живем. Полагаю, что наша и международная общественность увидит новые смыслы в уточненной Военной доктрине РФ", - сказал он.

Предыдущая версия военной доктрины России была принята 5 февраля 2010 года. В ней предусмотрено, что Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее или ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Владимир Путин в сентябре 2014 года поставил задачу разработать обновленную военную доктрину РФ к декабрю этого года.