Истринский суд в понедельник рассмотрел пять исков прокуратуры к супруге министра здравоохранения и соцразвития РФ Михаила Зурабова – Юлии о признании незаконной аренды земель в подмосковной деревне Телепнево. Судебные слушания начались в 15 часов. Как передает "Интерфакс", суд запретил проводить видео- и фотосъемку на процессе по делу Зурабовой.
Судья Владимир Трушин отказал в удовлетворении ходатайств, предоставленных телеканалами центральных российских СМИ для осуществления видеосъемки процесса. Жена министра не прибыла на процесс, в суде находятся двое ее представителей. Прокурор Надежда Иванова обратилась к суду с ходатайством запретить совершение сделок с оспариваемым имуществом. А адвокат Георгий Татаров, представляющий интересы Юлии Зурабовой, просил суд отказать в удовлетворении ходатайства.
Рассмотрев доводы обеих сторон, суд вынес решение не удовлетворять заявление прокуратуры об обеспечении иска к супруге главы Минздравсоцразвития РФ. Суд назвал заявление прокуратуры "немотивированным".
Истринский суд назначил на 25 февраля рассмотрение по существу иска прокуратуры.
Напомним, жена министра здравоохранения и социального развития, в последнее время более известного как автора весьма скандального закона "о монетизации льгот", - бизнесвумен. Юлия Зурабова руководит фирмой "Октопус", которая занимается импортом медицинского оборудования. Сегодня же стало известно о реакции самого министра Зурабова на судебный процесс. "Министр смеялся", сообщило агентство РИА "Новости".
"Постановлением главы Истринского района от 25 октября 2002 года Зурабовой для ведения дачного хозяйства было предоставлено пять земельных участков общей площадью 41 тысяча 500 квадратных метров в аренду на 25 лет с правом выкупа", - заявил ранее прокурор Московской области Иван Сыдорук. По его словам, эти договоры прошли соответствующую регистрацию. Однако впоследствии правоохранительные органы провели проверку контрактов, и нашли в них серьезные нарушения закона. Оказывается, участки были выделены семейству Зурабовых без необходимого согласования с водным управлением Московской области. И дача у министра стоит в прибрежной защитной полосе реки Малая Истра, откуда питьевая вода поступает в столицу. И как утверждает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь, этой зоне, в принципе ничего нельзя строить, "Эхо Москвы".
Вот что рассказал "Комсомольской правде" один из высокопоставленных чиновников Минприроды:
"Зурабовы явно нарушают закон. В принципе, они в такой же ситуации, как и Пугачева. Называется это "незаконный захват охраняемой территории". При получении этого участка была использована классическая схема. Сначала его взяли якобы в аренду под строительство культурного учреждения, а потом перепродали по остаточной стоимости семье Зурабовых. Земля досталась за копейки по сравнению с ее реальной стоимостью. Такой участок тянет где-то на 4 миллиона долларов".
- Доходы семьи Зурабовых или богатая биография министра
"Мы провели проверку и установили нарушение статей 129-й Гражданского кодекса, 194-й и 197-й Земельного кодекса и статей Водного кодекса", - сообщил Сыдорук.
Он пояснил, что данные участки были предоставлены в прибрежной защитной полосе реки Малая Истра, которая служит источником питьевой воды для Москвы, и данные территории относятся к водному фонду, передает РИА "Новости".
Суд откладывался уже четыре раза, однако прокуратура настроена решительно. "Назад мы не свернем", — сказал Сыдорук.
Всякий раз Зурабова сказывалась больной и на процесс не являлась, отмечает "Московский комсомолец". Не исключено, что сегодня ее опять не будет в зале суда. Тем более, как ожидается, на суд придут сотни людей. Придут хотя бы для того, чтобы посмотреть Юлии Зурабовой в глаза. Другой возможности донести до ее мужа правду о том, что творится на земле, у простых смертных нет, отмечает издание.
Юлия Зурабова уже продала взятые в аренду земельные участки
Договор был оформлен на аренду в течение 25 лет. При желании по истечении этого срока или раньше семья министра могла выкупить эту землю. Этим правом супруга министра и воспользовалась, по данным прокуратуры, два года назад, отмечает "Эхо Москвы". Все документы были подписаны главой района в 2002 году и были зафиксированы в управлении областной регистрационной палаты.
"Жена руководителя Минздравсоцразвития Михаила Зурабова приобрела в2002 году земельные участки под Истрой, затем продала их", - сообщилапресс-секретарь министра Елена Волохова в понедельник "Интерфаксу". Правда, по ее словам Волоховой, сделка по продаже состоялась не 2 года назад, а в конце прошлого года. "Участки были проданы за ту же сумму, за которую иприобретались", - сообщила Волохова.
Суд может оказаться напрасным
Иски о признании незаконными постановления главы района и договора об аренде земельных участков с правом выкупа Истринская прокуратура направила в суд еще в прошлом году. Как рассказала "Эху Москвы" помощник прокурора Московской области Елена Рассохина, ответчиками по искам стали не только хозяева дачи, но и чиновники: администрация района и местный комитет управления имуществом.
Однако нынешнее судебное разбирательство может оказаться напрасным, поскольку семья министра Зурабова уже давно избавилась от злополучного земельного участка, рассказал депутат Госдумы Александр Хинштейн.
По словам Хинштейна, "на тот момент, когда исковые заявления уходили в суд, земля принадлежала Зурабовым", о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра, официально направленная в адрес депутата Московской областной регистрационной палатой в августе 2004 года.
Следовательно, делает он вывод, земля могла быть продана или перерегистрирована только после начала судебного разбирательства, но в этом случае все сделки с ней незаконны.
"Единственная лазейка, которую им позволяет закон – это подарить эту землю", - отметил Хинштейн. "Но если это так, то это лишнее подтверждение многочисленных обвинений в адрес Зурабова как одного из главных российских коррупционеров", - считает депутат.
"Рыночная стоимость участка более 2 миллионов долларов США. И если для Зурабова такая сумма является сущей безделицей, и он способен ее просто кому-то подарить для того, чтобы погасить скандал, какие же тогда реально доходы у министра здравоохранения страны?" – недоумевает Хинштейн.
До прихода на государственную службу, Михаил Зурабов, можно сказать, представлял крупный российский бизнес. С конца восьмидесятых он возглавлял "Конверсбанк".
В 92-м стал генеральным директором медицинской страховой компании МАКС.
На самом деле, под его руководством работала целая группа компаний – страховая МАКС-М, фирма МАКС-Фарма, Медицинский центр Москворечье. Как сообщает "Эхо Москвы", через руководимые Зурабовым структуры проходили многомиллиардные потоки. Одна только страховая компания МАКС совместно с фирмой "Роено" в то время контролировала более двух третей всех медицинских страховых услуг в столице.
Деятельность этой компании до сих пор связфывают с именем министра, отмечая, что МАКС-М, которую возглавлял в свое время Зурабов, среди всего дюжины счастливчиков, которые безо всяких конкурсов поделили рынок лекарственного страхования. Эти счастливчики "не скрывают, что прошли в новую схему благодаря контактам в Минздраве", отмечает "Эхо Москвы".
С 98-го года Михаил Зурабов находится на госслужбе, а вот его супруга – Юлия – очень успешная "бизнесвумен". Ее дело также связано с медицинскими отраслями. Она – учредитель и руководитель фирмы «Октопус», которая разрабатывает и выпускает медицинское оборудование. Кроме того, эта компания импортирует в Россию многочисленные лекарственные препараты, медоборудование и материалы для стоматологии.
На оставшихся 385 сотках, которые приобретены законно, можно "отгрохать Кремль"
Местные вспоминают, что перед строительством в деревне объявилась пожилая женщина. Ее за глаза окрестили тещей Зурабова. Она объехала на стареньком "Мерседесе" будущих соседей. Каждому рассказала о планах строительства скромного домика, отмечает "КП". По Телепнево тут же поползли слухи. Мол, Зурабов собирается разбить коттеджный поселок, а еще под страусиную ферму осушит луг и Малую Истру. Кто-то написал жалобу.
"Жалоб не было, - опровергла слух глава администрации Костровского округа. - Гектары супруги Зурабова, о которых вы говорите, принадлежали фонду администрации Истринского района. Да вы обратитесь туда - вам все расскажут".
"Да, продали, - подтвердила завотделом землепользования администрации Истринского района Мария Николаева, - и не семь, а восемь гектаров. Все документы на владение Юлия Анатольевна оформила правильно. Из восьми гектаров пять приобретены без права на строительство. Они-то как раз в водоохранной зоне. Остаются три. На них можно хоть Кремль отгрохать".
Как рассказал прокурор, в прошлом году Истринская прокуратура направила пять исков в суд о признании постановления главы Истринского района незаконным и признании ничтожными договоров аренды с правом выкупа. Решением судьи от 25 октября 2004 года данные иски объединены в одно производство.
По словам Сыдорука, рассмотрение исков несколько раз переносилось. "Позиция прокуратуры однозначна - земельные участки предоставлены незаконно", - подчеркнул Сыдорук. В пресс-службе Минздравсоцразвития назвали "странной" ситуацию вокруг земельных участков супруги министра.
"Эти участки уже проданы. Это какая-то странная история. Министр смеялся, когда я ему сказала об этом", - заявила руководитель пресс-службы Минздравсоцразвития Елена Волохова, комментируя по просьбе РИА "Новости" действия прокуратуры Московской области.
В свою очередь, пресс-секретарь Федерального агентства водных ресурсов Евгений Снегирев заявил, что агентство знакомо с ситуацией. "Эта ситуация известна", - сказал он. Снегирев подтвердил, что в зоне прибрежной защитной полосы реки Малая Истра, где находятся пять из восьми предоставленных участков, действительно нельзя вести какие-либо строительные работы.
Он напомнил, что есть постановление правительства Московской области номер 571/37 от 17.09.2004, в соответствии с которым для реки Малая Истра установлены границы прибрежной и водоохранной зоны в 35 и 100 метров соответственно. Границы зон установлены, исходя из длины реки, которая равна 48 километрам, отметил Снегирев.
По его словам, в прибрежной зоне "в принципе ничего строить нельзя". В водоохранной зоне строительные работы разрешены при условии согласований с государственными природоохранными службами, добавил Снегирев.
Эти участки покупались у районной администрации без всяких согласований с Московско-Обским бассейновым водным управлением, отметил он.
Местные жители: мы бы здесь всех министров поселили, может, экологию наладят
Жители деревни Телепнево на этот участок посматривают свысока. С холма. Ниже - заливной луг Зурабовых, окаймленный Малой Истрой, пишет "КП".
"Более неудачное место для отдыха, - смеется Владимир Горюхин, московский коммерсант, строящий здесь дом, - надо еще поискать. Низина, рядом овраг и речушка. Над этим лугом туман не рассеивается даже днем. Мы и Юлии Зурабовой об этом говорили три года назад. Она не поверила, решила, что мы, соседи, вредничаем".
В низину ведет бетонная дорога. Ее проложили прошлым летом. Еще строители разметили место под дом.
Телепневские только радуются шумихе, которая поднялась вокруг участка.
"Нехай строят домик, - смеются жители. - А речку нам не жалко. Ее лет пять назад загадила птицефабрика. А раньше тут даже раки жили. Мы бы здесь всех министров поселили, может, экологию наладят. А мы с ними на рыбалку будем ходить".