Архив NTVRU.com

Утром в понедельник истек срок ультиматума, выдвинутого Соединенными Штатами властям Югославии. По его условию, если Белград откажется сотрудничать с Гаагским трибуналом, Сербия лишится права на получение иностранной помощи в размере 120 млн. долл., передает ВВС.

В воскресенье правительство Сербии выдало ордеры на арест четырех ближайших соратников Слободана Милошевича. Все они обвиняются в военных преступлениях. Министр юстиции Сербии Владан Батич заявил о готовности арестовать подозреваемых. Однако до утра, когда истек срок ультиматума, арестов не последовало. Батич заявил, что арестовать соратников Милошевича - дело сербской полиции.

По данным ВВС, правительство выдало ордеры на арест:

Милана Милутиновича, нынешнего президента Сербии,
Николы Сайновича, бывшего вице-премьера Сербии и советника Милошевича по вопросам национальной безопасности,
Драголюба Ойданича, бывшего командующего югославской армией,
Влайко Стоиликовича, бывшего министра внутренних дел Сербии
.

Все эти люди были ближайшими соратниками Милошевича. Они занимали высокие посты в сербской властной иерархии во время войны в Косове 1998-1999 годов.

В прошлом году при подобных обстоятельствах - за несколько часов до истечения ультиматума - сербские власти приняли решение арестовать Слободана Милошевича.

В июле прошлого года его выдали Гаагскому трибуналу. Сейчас суд рассматривает дело Милошевича. Его обвиняют в совершении преступлений против человечества в 1990-х годах, когда его режим вел войны в Косово, Хорватии и Боснии.

Между тем, по некоторым данным, в списки тех, кого готовы задержать сербские власти, не вошли ни Ратко Младич, ни Радован Караджич. Они все еще находятся в бегах и прячутся на территории одной из стран бывшей Югославии.

Премьер-министр Сербии Зоран Джинджич, принимавший участие в подготовке к аресту Милошевича, сейчас ведет отчаянную борьбу за власть со своим давним противником, президентом Югославии Воиславом Коштуницей, который считает Гаагский трибунал организацией, не имеющей законных оснований для своей деятельности. Коштуница полагает, что ни один гражданин страны не может быть выдан трибуналу до принятия закона, который регулировал бы взаимоотношения с Гаагой.

Коштуница также считает, что целью сотрудничества его страны с гаагским трибуналом должно быть торжество справедливости, а не долларовые кредиты. Югославскому государству необходимо сохранить достоинство в отношениях с трибуналом, указал Коштуница, добавив, что взаимодействие с МТБЮ должно осуществляться цивилизованно и на основе законов.

Однако Джинджич говорит, что бывшей Югославии грозит международная изоляция, если сотрудничество с трибуналом не будет налажено в ближайшее время.

Ранее он заявлял, что подозреваемых могут выдать трибуналу уже в ближайшие дни. Тогда же Джинджич сказал, что надеется на гибкость американцев в том, что касается срока выдвинутого конгрессом ультиматума.

Между тем главный прокурор Международного уголовного трибунала Карла дель Понте обвинила в минувшую среду югославские власти в "проведении обструкции" этого судебного органа. В интервью французской газете Le Mond она заявила, что "сотрудничество Белграда с трибуналом находится в "мертвой точке". В связи с этим дель Понте предложила администрации США более решительно использовать вопрос об американской помощи в качестве рычага давления на Югославию.

В свою очередь, госсекретарь США Колин Пауэлл в ближайшие дни должен решить, продолжит ли Америка оказывать Югославии финансовую помощь.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, администрация США пока не определила, в достаточной ли степени Белград сотрудничает с Международным уголовным трибуналом для бывшей Югославии в Гааге. Несмотря на то что крайний срок решения вопроса, от которого зависит продолжение американской помощи Югославии, истек, госсекретарь Колин Пауэлл "еще не вынес своего заключения по этому поводу", сообщил представитель внешнеполитического ведомства США Фредерик Джонс.