Pixabay.com

Глава иранского внешнеполитического ведомства Мохаммад Джавад Зариф заявил, что запасы обогащенного до 3,67% урана в стране превысили объемы в 300 кг. "Иран, как и планировалось, превысил объемы запасов в 300 кг", - заявил Зариф, отметив, что "иранская сторона ранее ясно дала понять, что собирается сделать". Он также добавил, что "право на такие действия дают Тегерану условия ядерной сделки", передает агентство ISNA.

Ранее в понедельник информацию о том, что запасы обогащенного урана в Иране превысили установленные СВПД лимиты, привело со ссылкой на собственный источник агентство Fars.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) также подтвердило, что Иран превысил лимит низкообогащенного урана, сообщает The Wall Street Journal. "Мы можем подтвердить: генеральный директор МАГАТЭ проинформировал Совет управляющих о том, что агентство 1 июля удостоверилось в превышении общих запасов иранского урана, обогащенного до 3,76%, лимита в 300 кг", - цитирует издание слова представителя МАГАТЭ.

Согласно Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по иранской ядерной программе, Тегерану разрешено хранить не более 300 кг обогащенного урана. Ядерная сделка предусматривает, что Иран должен экспортировать в другие страны излишки обогащенного урана, если его объемы превышают 300 кг. 17 июня иранская сторона объявила, что в текущих условиях не считает себя обязанной выполнять это условие, а через 10 дней установленный ядерной сделкой лимиты обогащенного урана будут превышены. Однако позже появилась информация, что обозначенный порог Тегеран преодолеет только после 29-30 июня, что, по всей видимости, и произошло.

Напомним, в рамках достигнутого в 2015 году соглашения Тегеран обязался уменьшить свой запас обогащенного урана на 97%, до 300 кг, а также на протяжении 15 лет не обогащать его выше уровня 3,67%, что позволит использовать уран на АЭС, но сделает его непригодным для создания ядерного оружия.

- МИД РФ: превышение Ираном порога по запасам урана вызывает сожаление

Иран также взял на себя обязательство модернизировать реактор в Араке, чтобы на нем нельзя было производить оружейный плутоний. Ядерная сделка также налагала ограничения по количеству используемых Ираном центрифуг и запрещала на протяжении 15 лет строить новые мощности по обогащению урана.

Однако 8 мая 2018 года президент США Дональд Трамп объявил, что Вашингтон выходит из сделки и намерен восстановить санкции против Ирана.

Ровно через год Иран направил послам Германии, Великобритании, Китая и России уведомление о решении "приостановить исполнение некоторых обязательств" в рамках ядерной сделки. Тегеран проинформировал о деталях верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерику Могерини как координатора сделки по ядерной программе.

В тексте заявления говорилось, что страны - участницы сделки не предприняли конкретных шагов, чтобы компенсировать ущерб от санкций США. Из-за этого Тегеран не видит иного выхода, кроме как "сократить свои обязательства".

Иран, в частности, отказался соблюдать договоренности по ограничению запасов обогащенного урана и тяжелой воды, которая используется в ядерных реакторах. Иран также пригрозил приостановить модернизацию ядерного реактора на тяжелой воде в Араке.

МИД РФ: превышение Ираном порога по запасам урана вызывает сожаление

Превышение Ираном порога по запасам низкообогащенного урана вызывает сожаление, но РФ призывает не драматизировать эту ситуацию, заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков, выступая в международном дискуссионном клубе "Валдай".

"То, что сейчас превышен 300-килограммовый порог, это, конечно, вызывает сожаление, но это не должно драматизироваться. Это должно восприниматься в качестве естественного следствия всех тех событий, которые предшествовали данному обстоятельству", - сказал Рябков.

Он отметил, что Москва призывает всех к сдержанности, европейских участников ядерной сделки - "не разогревать ситуацию", а Иран - предельно ответственно подходить к шагам в этой сфере, что касается в том числе соглашения о всеобъемлющих гарантиях с МАГАТЭ, передает РИА "Новости".

По словам Рябкова, важно пройти этот момент без эмоций и не допустить нового "эскалационного скачка", поскольку в мире есть те, кто готов воспользоваться ситуацией для нового разогрева ситуации.