В Алма-Ате 68-летний пенсионер Максут Оразай подготовил иск на 15 миллиардов долларов к кинокомпании ХХ Century Fox (США) и британскому комику Саше Барону Коэна. Заодно истец, прослывший в Казахстане сутяжником, рассчитывает получить и авторские права на прокат фильма.
Поводом для иска стал вышедший на экран в 2006 году кинофильм "Борат: культурное исследование Америки во имя славного народа Казахстана". Максут Оразай посчитал фильм антиказахским, антигуманным и предвосхищающим "холокост казахов", пишет казахстанская газета "Мегаполис".
К тому же британский комик, приобретший благодаря скандальному и неоднозначному образу диковатого скотовода широкую популярность, продолжает выступать как казах вне фильма и намерен снять его продолжение в той же кинокомпании.
"Подобные начинания нужно пресекать на корню", - считает Максут Оразай. К своему иску защитник доброго имени казахов готов приложить гуманистический манифест, который должен лечь в основу создаваемой им Партии гуманистов.
"Вспомните, к чему привели казавшиеся на первый взгляд безобидные шутки Адольфа Гитлера - к Холокосту целой нации. Поэтому, чтобы не допустить повторения зла, надо наказать создателей данного фильма", - уверен Оразай.
В своем иске Оразай намерен попросить суд города Лос-Анджелеса (США), во-первых, оштрафовать ответчиков в его пользу на 15 миллиардов долларов и перечислить эту сумму на счет в Халыкбанке. В свою очередь банк должен перевести по одной тысяче долларов на счет каждого гражданина Республики Казахстан. То, что у многих казахстанцев нет личных счетов, Максута Оразая не смущает: еще есть время, чтобы уладить все формальности, перед тем как американский суд удовлетворит требования истца.
Во-вторых, истец будет добиваться лишения ответчиков права проката фильма и передачи этого права самому Максуту Оразаю. Эта мера, по мнению истца, сохранит комические стороны фильма и нейтрализует его вредоносные свойства.
В-третьих, истец потребует осудить создание произведений искусства, унижающих людей по национальному, расовому, религиозному признаку, как действие, противное человечности.
"Конечно, 15 миллиардов долларов - небольшая сумма для 15-миллионного населения нашей страны. Но для ответчиков, надеюсь, эта цифра будет существенной, - добавляет Оразай. - Они должны раз и навсегда запомнить: нельзя унижать людей по национальному, расовому и религиозному признаку. Никакая коммерческая выгода не может оправдать это!"
"Пока это черновой вариант искового заявления, - замечает Оразай. - Я должен посоветоваться с народом, потому что фильм оскорбляет не только мои национальные чувства, но и всех граждан Казахстана".
"Сейчас я даже подумываю собрать подписи в поддержку моего заявления. Кроме того, надеюсь, что кто-нибудь из юристов, знающих английский язык, откликнется на мое заявление, поможет его отредактировать. Как говорят, семь раз отмерь, один раз отрежь", - подытожил пенсионер.
"Суд Лос-Анджелеса должен рассмотреть мое исковое заявление. Он обязан рассмотреть его, будет ли удовлетворен - это уже другой вопрос", - высказывает некоторую неуверенность Оразай на страницах казахстанского издания.
Ранее пенсионер дважды подавал судебные иски против средств массовой информации (СМИ): на еженедельник "АиФ-Казахстан" и телеканал КТК. В результате газету обязали соблюдать правила написания названий городов (их транскрипции) Алматы, Шымкент, Жезказган и других. А борьба с КТК закончилась поражением - суд решил, что Максуту Оразаю не достает ни аргументов, ни фактов.
Между тем пенсионер выдвигал свою кандидатуру на президентских выборах в 2005 году, однако вынужден был впоследствии отказаться от участия в предвыборной гонке. Охладили предвыборный пыл пенсионера требования по сбору подписей и внесению залога в казну в размере 460 тысяч тенге, которые он посчитал антидемократическими.
Свой протест по поводу правил участия в предвыборной кампании Оразай направил в Верховный суд Казахстана. А в конце 2006 года неутомимый сутяжник подал в суд иск на Национальный банк РК за введение в оборот тенге нового дизайна с ошибкой в надписи на казахском языке. Нанесенный ему дизайнерами и банкирами моральный вред он оценил в 9 миллионов тенге. Однако Бостандыкский районный суд вынес решение не в пользу Оразая; теперь "дело о казахских тенге" будет рассматриваться 2 марта в городском суде Алма-Аты.