Шведская академия назвала сегодня в 13:00 по местному времени (15:00 по московскому) лауреата Нобелевской премии по литературе.
В этом году им стал 63-летний южноафриканец Джон Максвелл Кутзее. В заявлении шведской академии говорится, что "романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство". "Однако одновременно он въедливый скептик, безжалостный в своей критике жестокого рационализма и искусственной морали западной цивилизации".
Гражданин ЮАР Кутзее - единственный человек в мире, который получил престижную Букеровскую премию дважды: в 1983 году - за роман "Жизнь и время Майкла К." и в 1999 году - за роман "Бесчестие".
В России были опубликованы его романы "Бесчестье" и "Осень в Петербурге".
По слухам, Кутзее, начиная с 1999 года, ежегодно входил в тайный "шорт-лист" кандидатов, но всякий раз его кто-то обходил. Так в прошлом году награду получил венгерский автор Имре Кертеш, описавший в книге свой детский опыт пребывания в фашистском концлагере.
На этот раз Джон Кутзее обошел таких соперников, как американец Филип Рот и швед Томан Трансроймер.
Обладатель премии, помимо внушительного денежного приза в 1,3 млн долларов, получает мировое признание, а его издатель - огромный рост продаж за счет привлекательного лейбла "нобелевский лауреат" на обложке.
Решение о выборе обладателя литературной премии выносят на одном из своих заседаний 18 пожизненных членов Академии, занимающейся вопросами словесности. По традиции они обнародуют дату объявления его имени лишь за два дня, и, как правило, она приходится на четвертый день недели.
Над другими нобелевскими призами такой завесы секретности нет. О присуждении Нобелевских премий по физиологии и медицине будет объявлено 6 октября в Каролинском медико-хирургическом институте, по физике - 7 октября в Шведской королевской академии наук. 8 октября там же назовут лауреатов в области химии и экономики. 10 октября, в годовщину смерти Альфреда Нобеля, в Осло произойдет присуждение премии мира.
Каждая их них составит ныне 10 млн шведских крон (свыше 1 млн долларов США). Нобелевские премии вручаются в нынешнем году в 102-й раз.
Мнение: Нобелевская премия не имеет к литературе никакого отношения
"Нобелевская премия не имеет к литературе никакого отношения", - заявила в эфире "Эхо Москвы" писатель Татьяна Толстая, комментируяприсуждение Нобелевской премии в области литературы южноафриканскому писателю Джону Максвеллу Кутзее.
"Она имеет отношение к политике, к политкорректности, - отметила она. - Там существуют определенные квоты, они сами себе в них не признаются, но мы все видим: обязательно надо не обойти малых сих, третьи страны, угнетенных, арабские страны, женщин, негров".
Писательница убеждена, что в Нобелевском комитете "не знают произведений тех, кому дают премию". По мнению Толстой, "все Нобелевские премии, которые даны россиянам, даны не за качество, они даны за скандал, за политику, из жалости, с барского плеча".
"Не надо ни на что надеяться, - заявила она. - Стоять в очереди и вилять хвостиком, чтобы тебе дали кусочек сахару - это одно из самых унизительных занятий, которое можно представить".
Мнение: нынешнее присуждение Нобелевской премии по литературе - разумно и мотивированно
"Разумным и мотивированным решением" назвал присуждение Нобелевской премии по литературе за 2003 год южноафриканскому писателю Джону Кутзее заместитель главного редактора журнала "Иностранная литература" Александр Ливерганд.
"Не хочу сказать, что последние награждения были немотивированными, но в данном случае литературный вкус возымел свое действие", - добавил он.
По словам Ливерганда, сотрудникам журнала было очень принято узнать об этом событии, поскольку именно "Иностранная литература" открыла этого писателя для российских читателей, напечатав его произведения "Бесчестье" и "Осень в Петербурге".
"Особенно памятна и принятна публикация романа "Осень в Петербурге", потому что эта вещь была напечатана в журнале (номер 1 от 1999 года), целиком посвященном восприятию русской классики в зарубежной литературе, - сказал Ливерганд. - Для нас это очень приятный выбор Нобелевского комитета. Джон Кутзее - крупный, серьезный и значительный писатель".
Ливерганд предположил, что уже в ближайшие дни на Франктфуртской книжной ярмарке "российские издатели начнут с большой энергией приобретать права на книги южноафриканского писателя, и число переводов его книг на русский язык значительно увеличится".
Герой, 52-летний профессор Кейптаунского университета (город где родился сам Кутзее), европеец по происхождению, обвинен в сексуальном домогательстве по отношению к своей студентке, - за что и уволен с позором.
На его взрослую дочь нападают негры-насильники - он не может защитить ее.
В ветеринарной клинике, где он работает после увольнения, усыпляют по 20-30 собак в неделю - ужасно страдая, он тем не менее сам вынужден участвовать в убийствах: помочь животным он не в состоянии.
Он живет в стране, где белых ненавидят, и правильно делают, - после стольких-то лет апартеида.
Существование его (во всех формах) - сплошной позор, бесчестье и безнадежность. Жизнь совершенно точно НЕ удалась. И даже род его прервется, потому что дочь зачала от африканцев-насильников.
Тем не менее, принимая все это как данность, он не то чтобы противится, но не позволяет себе впасть в отчаяние. В свободное от работы время герой Кутзее пишет оперу - о Байроне и его итальянской возлюбленной, странным образом отождествляя себя с этой женщиной.
Искусство, в силу своей иррациональности, - единственное разрешение этой безвыходной ситуации. Оно нейтрализует, делает несущественным грех, и первородный (принадлежность к белой расе, ставшая постыдной), и сознательно совершенный (случай со студенткой).
"Бесчестье" - очередной роман-собор. Кутзее демонстрирует великое искусство романа - романа как стихотворения, с огромным количеством смысловых рифм, композиционных разветвлений и сводов; чудо архитектуры. (Лев Данилкин о романе Дж.М.Кутзее "Бесчестье", опубликованном в "Иностранной Литературе", Москва, 2001)
"Осень в Петербурге" (1994) написана "под Достоевского" не потому, что Достоевский - первый и лучший русский детективщик, а потому, что Достоевский в этом детективе работает главным героем.
1869 год. Нищий, но уже популярный, он срочно вызван из Дрездена в Петербург: погиб его пасынок. Оказывается, пасынка убил террорист Нечаев - с целью выманить писателя в Россию.
Этот каверзный сюжет, полностью вымышленный - пасынок у Достоевского был, но никто его не убивал; да и не приезжал Достоевский осенью 1869-го в Петербург.
В "Осени в Петербурге" сам Достоевский проваливается в пространство своих романов. Остроумно манипулируя чужими персонажами, Кутзее живописует тот ад в душе Достоевского, из которого повыскакивали его "Бесы"; у этого человека в голове не то что банька с пауками - целые Сандуны, кишащие насекомыми. Несимпатичный костлявый бородач бьется в эпилептических припадках, занимается любовью с домохозяйкой, ползает по комнате, одетый в вещи мертвого пасынка. Если это и детектив, то детектив петербургский - о муках души, которую писатель вынужден истязать ради литературного заработка.
Кутзеевский Достоевский - аморальный Бог Отец, посылающий в мир через свои романы многочисленных страдальцев, за которыми ему и нравится, и мучительно больно наблюдать.
Кутзее отлично понимает, что именно Достоевский превратил Петербург в садомазохистский Диснейленд, в фабрику, на которой производится "русская душа". Поэтому приключения Достоевского в его же литературном пространстве, пожалуй, даже забавны: "Осень Бешеного" с подзаголовком "Проблемы этики Достоевского". (Лев Данилкин о романе Дж.М.Кутзее "Осень в Петербурге", опубликованном в "Иностранной Литературе", Москва, 1999)