За несколько месяцев до вторжения в Ирак Саддам Хусейн допускал возможность отправиться в изгнание и предотвратить войну, но арабские лидеры сорвали соглашение, не сумев прийти к консенсусу, заявил на этой неделе высокопоставленный представитель Объединенных Арабских Эмиратов, пишет газета The New York Times (перевод на сайте Inopressa.ru).
Шейх Мухаммад бен Заед аль-Нахайян, коронованный принц Абу-Даби и сын покойного президента, шейха Заеда аль-Нахайяна, в субботу заявил арабскому информационному каналу Al-Arabiya, что его отец получил от Хусейна предварительное согласие уехать в изгнание перед вторжением в Ирак в обмен на амнистию и гарантии безопасности, продолжает американское издание.
Заявление шейха является первым официальным признанием того, что Хусейн рассматривал возможность отставки в рамках соглашения, представленного на внеочередном саммите Лиги арабских государств (ЛАГ), прошедшем в курортном городе Шарм эш-Шейх на Красном море в марте 2003 года, перед вторжением. Предложение имело целью предотвращение войны.
"Мы получили согласие заинтересованных сторон, главных мировых игроков и человека, которого это непосредственно касалось, – Саддама Хусейна", – заявил шейх Мухаммад в программе, посвященной первой годовщине смерти его отца. "Мы вплотную подошли к тому, чтобы представить факты, и, если бы они стали предметом обсуждения, это дало бы результаты", – сказал он.
Высокопоставленный чиновник ОАЭ на условиях анонимности заявил, что представители ОАЭ встречались с Хусейном четыре раза. По его словам, Хусейн серьезно отнесся к предложению, но заявил, что Ирак требует, чтобы его поддержала Лига арабских государств. "Саддам принял концепцию, – заявил источник. – До последней минуты он был в принципе согласен".
Шейх Абдулла бен Заед аль-Нахайян, министр информации и культуры ОАЭ, отметил в своем заявлении, что Хусейн обещал "ответить на наше предложение положительно" Представители ОАЭ не подкрепили свои утверждения доказательствами и отметили, что сотрудничество Хусейна было вовсе не гарантированным.
Но когда план был представлен ЛАГ на внеочередном саммите за несколько недель до начала войны, его участники блокировали дебаты по этому вопросу. Иракская делегация, не знавшая о закулисных переговорах, отнеслась к нему презрительно, а всеобщая апатия сняла вопрос с повестки дня. Представители Лиги арабских государств утверждают, что об инициативе говорили, но она не была предметом официального обсуждения.
"Саммиты не удивишь масштабными предложениями, – заявил источник в ЛАГ, присутствовавший на саммите. – Может быть, предложение запоздало, а может быть, идея требовала подготовки путем конфиденциального лоббирования. Так или иначе, к концу дня план стал достоянием истории".