Reuters

Спустя три года после войны в Южной Осетии, которая по сути обернулась для Грузии крахом дружбы с западными союзниками, президент этой страны Михаил Саакашвили избрал новую стратегию. Теперь он отчаянно пытается соскочить с "иглы" американской помощи и хочет "дружить против России" со всеми народами Кавказа, пишет журнал Time.

Сейчас, когда о вступлении в НАТО и ЕС остается лишь мечтать, перспективы Тбилиси зависят от благосклонности соседей. Саакашвили нужно, чтобы они торговали с Грузией, отдыхали в Грузии, а если вновь разгорится война, то хотя бы не вставали на сторону России, говорится в статье, на которую ссылается InoPressa.

Для кавказского региона характерна крайняя пестрота недружных народностей и интересов, к тому же "русские - опытные мастера сталкивать эти народы лбами", сообщает американский обозреватель. Понимая, что под влиянием России кавказские соседи могут стать потенциальной угрозой для Грузии, Саакашвили разными способами старается их "обласкать".

К примеру, для жителей российского Северного Кавказа Грузия с октября открыла безвизовый въезд, взбесив Москву. Саакашвили же назвал этот шаг залогом безопасности: если чеченцы увидят, что в Грузии им все улыбаются, то скажут: "Мы там были и не хотим в следующий раз буянить и грабить".

Кроме того, грузинский президент, которого обвиняли во враждебном отношении к чеченским беженцам, позднее завоевал сердца многих из них, предоставив им гражданство и равные права перед законом на своей территории. В Грузию переселилась из Европы даже вдова Джохара Дудаева Алла, напоминает журнал. Теперь она работает ведущей на телеканале "Первый информационный кавказский", который финансирует правительство в Тбилиси, и в интервью говорит о "единстве грузин и чеченцев".

Идея "безопасности через торговлю и туризм" касается и отношений с Азербайджаном и Арменией. Связи с этими странами в данных сферах президент называет "абсолютно ключевыми" для развития Грузии как одного из главных узлов Кавказа.

Даже визит в детский летний лагерь в грузинской Анаклии в пяти километрах от Абхазии Саакашвили использовал в политических целях. Он там выступил перед подростками - этническими грузинами, армянами и азербайджанцами, назвал лагерь "ответом на оккупацию" и заявил: "Мы делаем историю".

В контексте напряженных отношений с Россией "тот факт, что Саакашвили протягивает руку дружбы соседям, легко расшифровать не только как самозащиту, но и как попытку подколоть московских недругов", пишет автор. "Утверждая, что грузины - братья других кавказских народов, Саакашвили намекает, что русские им не братья", - добавляет он, отмечая, что сам президент отрицает, что пытается вбить еще один клин между Россией и Кавказом.

При этом Грузия по-прежнему сильно зависима от щедрости Вашингтона. После войны 2008 года США выделили ей миллиард долларов, и сейчас Тбилиси расходует последний транш. Грузия все более рискует походить на государство-клиент, целиком зависимое от США, и ее руководство отчаянно пытается изменить эту ситуацию, говорится в статье.

В конце автор советует Саакашвили, как добиться уважения кавказских соседей. "Он должен быть не таким циничным и авторитарным, как они, и действовать более транспарентно и профессионально", - пишет обозреватель, напоминая о недавнем "некрасивом и топорном деле" с арестом личного фотографа Саакашвили и других фотожурналистов по обвинению в шпионаже на Россию.