В ожидании американского удара по Сирии, который, как стало ясно после субботнего заявления Барака Обамы, будет нанесен самое раннее на следующей неделе, стороны ведут интенсивную подготовку. Ближе к границе Сирии, в Красное море, выдвинулся американский атомный авианосец типа Nimitz в сопровождении четырех эсминцев и крейсера. В Средиземном море уже находится группировка в составе пяти эсминцев США, а также десантный корабль San Antonio. В зоне Персидского залива несет службу авианосец Harry Truman.
- Российские эксперты раскритиковали Обаму: указал "путь в никуда"
Перемещения войск зафиксированы в Сирии: часть контингента и техники передислоцируются в районы проживания гражданского населения, сообщило агентство AP из Дамаска, ссылаясь в том числе на местных жителей. Представители оппозиции из Сирийского национального совета подтвердили, что власти перемещают в "гражданские районы" военнослужащих, артиллерию и ракетные установки, чтобы использовать мирное население в качестве щита, передает "Интерфакс".
К предстоящей операции готовятся и некоторые соседи Сирии по региону из числа американских союзников. Премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган заверил в воскресенье, что его страна поддержит "любую международную инициативу" по Сирии, даже в случае отсутствия решения Совета Безопасности ООН. "Если не предпринять сейчас конкретные шаги, то убийства в Сирии будут продолжаться", - приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Такой же настрой выказывает Франция. Ее министр внутренних дел Манюэль Вальс заявил, что если СБ ООН окажется не в состоянии принять решение, следует сформировать коалицию, и она должна быть как можно более широкой. "Массовое убийство жителей Дамаска с применением химических веществ не должно оставаться безнаказанным", - подчеркнул он и подтвердил, что президент Франсуа Олланд "по-прежнему непоколебим" в вопросе о вооруженной операции против Сирии.
Большинство союзников США воевать не хотят
Однако реально готовых помочь США стран все-таки существенно меньше, чем тех, что предпочитают действовать по мандату ООН. Главный сюрприз преподнесла Вашингтону Великобритания, чей парламент отклонил план вторжения. В число стран, отказавшихся воевать против Сирии, входят Италия, Греция, Канада.
Канцлер Германии Ангела Меркель заявила в воскресенье, что ее страна может действовать только при наличии мандата ООН, НАТО или ЕС. Ранее генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен сказал, что не видит роли альянса в международной реакции, хотя и не сомневается, что именно сирийский режим, а не оппозиция, устроил химическую атаку под Дамаском.
Иордания не разрешила американцам предоставить свою территорию для нанесения ударов по Сирии, а также закрыла свое небо для их военных самолетов. То же ранее сделала Австрия.
Лига арабских государств (ЛАГ) по итогам экстренного заседания своего Совета в Каире по сирийскому вопросу призвала ООН вмешаться. Причем перед началом совещания пресс-секретарь главы ЛАГ Насиф Хатти заявил, что панарабская организация "не давала мандата кому-либо на нанесение вероятного удара по Сирии". По его словам, "позиция ЛАГ в отношении сирийского кризиса вписывается в рамки уважения международного права". Лига предпочитает положиться в данном вопросе на Совет Безопасности ООН как на гаранта международной законности, подчеркнул он.
На самом заседании лидер Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии Ахмед аль-Джарба потребовал от арабских лидеров "поддержать международные усилия по наказанию сирийского режима". Его поддержал министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал Ас-Сауд. Однако резко против выступили Египет и Ирак.
Российские эксперты раскритиковали Обаму: указал "путь в никуда"
Сам Обама в субботу заявил, что возможность и эффективность удара не зависит от времени его нанесения: по его словам, операция может быть осуществлена "завтра, на следующей неделе, через месяц". (Обзор материалов российской прессы по теме - на сайте "Заголовки"). Поддержка Франции и Турции сделает альянс довольно сильным, да и одобрение Конгресса президент США наверняка получит, высказал мнение "Ведомостям" главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
Вместе с тем эксперт указал, что, обратившись за поддержкой к Конгрессу в отсутствие решения ООН, Обама выбрал наихудший из всех возможных вариантов, производя впечатление ни в чем не уверенного руководителя.
Сомнение высказали и аналитики, опрошенные "Коммерсантом", причем они не уверены в успехе самой операции. "С военной точки зрения это путь в никуда, - заявил газете заместитель главного редактора интернет-издания "Ежедневный журнал" Александр Гольц. - Худшее, что можно себе представить, - военная операция, которая заранее несет в себе ограничения по масштабам и времени. Это неизбежно оборачивается тем, что сторона, на которую хотят оказать давление, знает, что нужно немного потерпеть, а потом все кончится".
Более того, военный эксперт полагает, что "анонсировав ограниченную операцию против Дамаска, Обама нарушил основополагающий принцип военного планирования США, который состоит в том, что, если принимается решение об использовании силы, она применяется массированно до достижения конкретного результата".
Гольц при этом не исключает, что ограниченное применение силы перерастет в большую войну - война во Вьетнаме тоже началась с отправки туда ограниченного армейского контингента для защиты американских военных советников, напоминает он.
С этим мнением согласен вице-президент ПИР-Центра Дмитрий Поликанов. "Отложенная угроза перестает быть угрозой и во многом теряет смысл с военной точки зрения. Ведь она позволяет противнику подготовиться к удару, эвакуировать военные объекты и технику и тем самым свести до минимума свои потери", - пояснил он изданию. А кроме того, военная операция может подтолкнуть президента Сирии Башара Асада к более решительным действиям, а не сдержать его, как рассчитывают в Вашингтоне.
Свое объяснение решению Обамы обратиться за поддержкой к Конгрессу дал аналитик по вопросам национальной безопасности CNN: Обама пришел в Белый дом заканчивать войны, а не начинать новые, он хочет войти в историю как президент, благодаря которому будущим президентам станет сложнее единолично начинать военные операции без одобрения законодателей.