В Испании уже несколько недель бушуют страсти вокруг того, могут ли каталонцы, жители северо-восточного испанского региона, называть себя "нацией". Горячая тема который день теснит с первых полос газет все остальные. Небольшая передышка возникла только в связи с рождением дочери у наследного принца Фелипе.
Каталонцы добились того, что испанский парламент в четверг согласился рассмотреть проект реформы статуса автономии Каталонии, в котором предполагается значительно расширить рамки самоуправления этой области. Оппозиция называет этот шаг началом распада государства.
Речь фактически идет о предоставлении Каталонии, наиболее промышленно-развитому региону Испании, полномочий субъекта пока еще не существующей испанской федерации. Против федерализации государства высказалась оппозиционная Народная партия, стоящая на консервативных позициях, сообщает радио "Свобода".
Лидер оппозиции Мариано Рахой заявил, обращаясь к главе правительства Родригесу Сапатеро: "Вы не знаете, куда идете и куда ведете Испанию. Мы оказались на краю пропасти, на краю развала государства. Это дорога в никуда".
Смута началась с того, что месяц назад каталонский региональный парламент утвердил новый устав автономии (региональную конституцию). В нем каталонцы определяют себя как "нацию", устанавливают собственные налоги и претендуют на свой независимый судебный аппарат. Большие партии, которые представляют почти 90% каталонских избирателей, поддержали устав. В то же время принадлежность этого региона к Испании в документе под сомнение не ставится, отмечает австрийская газета Kurier (перевод статьи публикует Inopressa.ru).
После принятия в четверг испанским парламентом проекта, разработанного региональными властями Каталонии, в целом, в него будут вноситься поправки. Они коснутся финансов, налоговой и судебной системы, социального страхования. Центральные власти хотят сохранить свой контроль в этих сферах будущего субъекта федерации.
Критический момент истории
Испанские консерваторы в планах автономии увидели опасность, грозящую единству страны. "Испания стоит перед серьезной угрозой "балканизации", - предостерегает, вспоминая о распаде Югославии, бывший премьер-министр Хосе Мария Аснар. - Мы переживаем один из самых критических моментов новейшей истории". Его преемник Хосе Луис Родригес Сапатеро привел Испанию на "край пропасти", считает Аснар.
Новый глава социалистического правительства не поддержал в конфликте ни одну из позиций. С одной стороны, он сомневается в праве каталонцев называться "нацией", так как по конституции нацией являются испанцы. С другой стороны, Сапатеро выступает за то, чтобы все 17 регионов Испании пересмотрели свои уставы. Он не видит в этом никакой опасности для единства страны. Наоборот, он исходит из того, что регионы будут чувствовать себя привязанными к Испании сильнее, если их самостоятельность будет признана официально.
Бойкот каталонской продукции
Противника Сапатеро объявили подобное отношение слабостью и стали разжигать антикаталонские настроения. В интернете развернулась кампания, призывающая к бойкоту продукции каталонских предприятий. По мобильным телефонам в массовом порядке рассылаются SMS: "Нам не нужны каталонцы. Не покупайте их товары. Пожалуйста, перешлите это сообщение своим знакомым!". Кампания по бойкоту Каталонии достигла такого размаха, что производители каталонского напитка Cava (игристое вино) боятся за свои рождественские доходы.
В дебатах речь идет не только о таких абстрактных понятиях, как нация или автономия, но и о больших суммах денег. Каталония и ее столица Барселона с 6,8 млн жителей являются наиболее промышленно развитым регионом Испании и одновременно крупнейшим налогоплательщиком и донором государственного бюджета. Более бедные регионы вроде Андалузии или Эстремадуры опасаются за свои финансы в случае, если каталонцы станут оставлять налоги у себя.