Andrew Parsons / Number10.gov.uk

Президент Франции Николя Саркози и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон подписали во вторник соглашение о беспрецедентно тесном сотрудничестве в военно-промышленной сфере - документ уже назвали историческим. Отныне Лондон и Париж будут сообща обучать своих военных и отправлять их за рубеж, вместе использовать тяжелую военную технику и делиться друг с другом новейшими разработками в ядерной сфере. Тем самым страны надеются сэкономить на обороне, пишет "Коммерсант".

Как выразилась британская The Daily Telegraph, дух англо-французского саммита соответствовал духу Antente Cordiale - договору "сердечного согласия", более известному как Антанта. Он был подписан в 1904 году. Позже к нему присоединилась Россия. Однако на сей раз об участии России речи не было, отмечает "Независимая газета".

Центральным пунктом договора о военном сотрудничестве стало создание совместных экспедиционных сил численностью в 6500 солдат. В их состав войдут части парашютных войск, спецназа и морской пехоты. Французы и англичане будут проходить подготовку вместе, но дислоцироваться отдельно на базах в своих странах. В ходе учений или боевых операций ими будет командовать британец или француз. Командующий затем будет докладывать в объединенный штаб, подчиненный министрам в Лондоне и Париже.

Документы предусматривают совместное использование с 2020 года авианосцев для размещения и заправки самолетов двух стран, а также их совместное прикрытие. Авианосцы должны стать полностью совместимыми, что позволит самолетам приземляться на кораблях страны-партнера. В воздухе оба государства будут использовать танкеры-дозаправщики Airbus, которые закупает Великобритания, а также транспортные самолеты А400М, сообщает телеканал "Россия-24".

К концу десятилетия у Англии и Франции останется только по одному авианосцу, находящемуся в рабочем состоянии. Поэтому Лондон и Париж будут координировать сроки ремонта кораблей. Задача состоит в том, чтобы по крайней мере один корабль всегда можно было использовать для совместных операций.

Также договорились о совместных инвестициях в разработку боевых и разведывательных беспилотных летательных аппаратов, противокорабельных и крылатых ракет, средств обнаружения морских мин и спутниковой связи.

Кроме того, соглашения предусматривают совместную эксплуатацию в течение 50 лет исследовательских лабораторий во французском Дижоне и британском Олдермастоне для проверки технического состояния ядерных арсеналов и компьютерного тестирования новых боеголовок.

Стороны не скрывают, что главная цель соглашений - экономия бюджетных средств на военные расходы. Саммит проходит через две недели после того, как Дэвид Кэмерон объявил о серьезных сокращениях оборонных расходов. Военный бюджет страны был урезан на 8% (около 50 млрд евро). Лондон свернул часть своих военных программ и урезает финансирование оставшихся. ВВС будут до 2015 года сокращены на 5 тыс. человек, ВМС - на столько же, сухопутные войска - на 7 тыс. человек, а гражданский персонал минобороны - на 25 тысяч.

Франция, в свою очередь, из-за нехватки средств была вынуждена отказаться от планов строительства второго авианосца. "Нет смысла двум наиболее мощным военным державам в Европе тратить больше, чем необходимо, на дублирующие друг друга военные ресурсы", - объяснил на страницах The Sunday Telegraph министр обороны Великобритании Лиам Фокс. Его поддержал французский коллега Эрве Морин, заявивший, что сотрудничество и распределение расходов - в национальных интересах обеих стран.

Обе страны подчеркивают, что о слиянии армий речи не идет. Кроме того, Париж и Лондон намерены сохранить связи со своими традиционными союзниками, оставляют за собой право на самостоятельные военные операции и сохраняют независимость ядерных сил. Однако аналитики не исключают, что, если их военное сотрудничество будет эффективным, к соглашениям захотят присоединиться другие европейские страны.

С этим согласен постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. По его мнению, эти соглашения ведут к созданию сил быстрого реагировании для Европы, независимых от НАТО. "В Европе тлеет необходимость создания собственной европейской армии", - заявил Рогозин в телеинтервью.

Правительства Франции и Великобритании возлагают большие надежды на новое военное партнерство. Ведь оно позволит "распределить расходы" по разработке новых образцов военной техники, например, таких как беспилотники, действующие на средней высоте. И в итоге привести к появлению "европейских флагманов" оборонной индустрии, способных конкурировать с военной промышленностью США, пишет "Российская газета".

"Есть все условия для установления исключительных партнерских отношений между Британией и Францией. Два постоянных члена Совета Безопасности ООН, две ядерные державы, кроме того, наши военно-промышленные комплексы являются одними из лучших. Британия и Франция вместе формируют половину европейского оборонного бюджета", - говорит Николя Саркози, президент Франции.

К более тесному военному сотрудничеству, чем в рамках НАТО, Франция и Британия начали стремиться достаточно давно. 12 лет назад, тогда у власти находилось лейбористское правительство Тони Блэра, на франко-британском саммите в Сен-Мало было положено начало единой европейской политике в области безопасности и обороны. Для Соединенного Королевства это был шаг в сторону от прежнего курса максимальной близости с Америкой - США всегда очень ревниво следили за европейскими оборонными инициативами. Новый договор между британцами и французами может дать Соединенным Штатам новый повод для беспокойства, полагают эксперты.

С другой стороны, по сведениям The Wall Street Journal, Белый дом крайне обеспокоен тем, что европейцы постоянно сокращают свои военные расходы. А англо-французская сделка, возможно, позволит двум членам НАТО сэкономить средства, необходимые для поддержания боеготовности их армий. И потому высокопоставленные представители вашингтонской администрации одобрили новую "Антанту".