AFP

Иран предложил Франции создать консорциум по производству обогащенного урана на территории Ирана, сообщил во вторник заместитель директора иранского Агентства по атомной энергии Мохаммад Саиди, в интервью французской радиостанции France Info. Франция, которая является одним из активных игроков, стремящихся любым путем заблокировать ядерную программу Ирана, отклонила предложения Тегерана. Главный переговорщик от Европы – Хавьер Солана - назвал иранское предложение Ирана "интересным".

"У нас появилась одна идея, которая поможет достичь решения. Мы предлагаем Франции создать в Иране консорциум по обогащению урана", - заявил во вторник Саиди. "Таким образом Франция, посредством своих компаний Eurodif и Areva сможет реально контролировать деятельность по обогащению", - добавил Саиди.

Eurodif и Areva – это французские компании, занимающиеся атомной энергетикой. Areva является государственной компанией, которая работает в нескольких странах мира. Компании Eurodif принадлежит завод по обогащению урана во Франции, и эта компания уже имеет опыт работы с Ираном. Представители компаний пока никак не прокомментировали высказывания иранского атомщика.

В свою очередь Иран заявил, что на французском заводе Eurodif находятся 50 тонн газа гексафторида урана – сырья для обогащения, принадлежащего Ирану, однако использовать его Тегеран пока не имеет права. Саиди не раскрыл никаких деталей своего предложения. Также не ясно, когда именно, было дано это интервью, однако, как сообщает АР, интервью высокопоставленного чиновника по сути является новым предложением Ирана мировому сообществу.

Для французской стороны предложение Тегерана стало неожиданностью. "Мы не ведем никаких переговоров с Ираном", - заявили во французской компании Areva. МИД Франции также отклонила предложение Ирана. "Канал диалога" должен проходить через верховного представителя Европейского Союза по единой внешней политике и политике безопасности Хавьера Солану, заявил французский дипломат Жан-Батист Маттеи.

Представитель МИДа Франции в очередной раз подчеркнул: "Необходимо, чтобы иранцы приостановили работы по обогащению, по этому вопросу мы ждем иранский ответ. Если будет позитивный ответ иранцев, возможны переговоры, в ходе которых каждыйволен вносить любые предложения".

Вместе с тем Хавьер Солана, который находится в Финляндии для участия во встрече министров обороны стран ЕС, назвал иранское предложение "интересным". "Предложение Ирана о надзоре со стороны Франции за ураном интересно, - сказал он журналистам. - Его надо проанализировать". Подчеркнув, что вопрос о контроле над обогащением урана в Иране "обсуждался с самого начала", европейский политик добавил: "Мы немного обсуждали его раньше. Возможно, нынешняя идея может быть обсуждена теперь более подробно".

Идея создания мирового консорциума, который бы следил за обогащением урана для энергетической программы Ирана, уже появлялась на переговорах. В частности Россия предлагала Ирану создать завод по обогащению урана на своей территории, однако Тегеран отверг предложение Москвы. Теперь Иран сам делает предложение Франции, атомной державе, которая получает с АЭС 75% всей потребляемой в стране электроэнергии.

В соответствии с резолюцией СБ ООН, Тегеран должен был до 31 августа 2006 года прекратить обогащение урана в качестве условия для переговоров по пакету предложений, сделанных иранской стороне "шестеркой" (Россия, США, Франция, Великобритания, КНР, Германия). Однако в ответе Ирана, переданном 22 августа 2006 года, говорилось лишь о возможности прекратить обогащение урана уже после переговоров. Реакция "шестерки" на нынешнее заявление Ирана пока неизвестна.

При этом сегодня же, как сообщает "Интерфакс", секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани подчеркнул, что Тегеран готов вести переговоры с Европой, однако не горит желанием консультироваться с США, хотя до этого Иран требовал прямых переговоров с Вашингтоном.

В интервью немецкому журналу Focus Лариджани заявил: "Предложение прямых переговоров с США не вызывает энтузиазма и восторга у иранцев". По его словам, Иран намерен продолжать переговоры по своей ядерной программе с европейцами.