Спор между Великобританией и несколькими странами азиатского региона по поводу возвращения знаменитого бриллианта "Кохинур" продолжается. На удивительный камень весом 105 карат, история которого прослеживается с XIV века, а если верить легендам, а то и раньше, претендуют Индия, Пакистан, Афганистан и Иран, однако Лондон отказывает всем. Как сообщает Reuters, сейчас судьбу решил испытать пакистанский адвокат: он собирается через суд добиться возвращения реликвии.
По словам адвоката Джаваида Икбала Джафри, он подал ходатайство в Высокий суд в Лахоре. Ответчиком, по его мнению, является королева Великобритании Елизавета II, в чьей короне в настоящее время и находится бриллиант "Кохинур" (это означает "Гора Света").
Джафри подчеркивает, что драгоценный камень принадлежал пакистанской провинции Пенджаб и был "насильственно и под принуждением" изъят англичанами в середине XIX века, которые управляли в то время этими территориями. "Теперь он должен быть возвращен в Пакистане", - уверен адвокат, подчеркивая, что бриллиант был захвачен.
"Ее Величество Королева вырастет в глазах общественности, если посодействует в передаче "Кохинура" законным владельцам", - заявил Джафри в своем ходатайстве. Стоит добавить, что адвокат действительно жаждет возвращения камня в Пакистан - за последние полвека он написал более 780 писем британской королеве и пакистанским чиновникам по поводу этого вопроса.
Однако заполучить "Кохинур" будет не так просто - не только в Пакистане претендуют на бриллиант. Активно добиваются возвращения камня в Индии, власти которой регулярно напоминают об этом британским коллегам. В 2013 году британский премьер-министр Дэвид Кэмерон во время визита в Индию отказался вернуть знаменитый бриллиант.
"Я не считаю требования индийцев вернуть им этот камень правильным. Это тот же самый вопрос, что и в случае мраморного фриза Парфенона", - привел глава правительства пример с греческими статуями, возвращения которых Афины требовали на протяжении долгого времени.
Правильный же ответ, по мнению Кэмерона, уже давно дан Британским музеем и многими другими культурными учреждениями, которые прилагают все силы к тому, чтобы хранить, заботиться и делить с людьми всего мира вещи, имеющие наивысшую культурную ценность.
Заметим, что в 2000 году афганское движение "Талибан" потребовало у Англии возвращения "Кохинура" Афганистану. Хотя "Кохинур" и был вывезен в Англию из Индии, заявил в Кабуле официальный представитель талибского МИД, у афганцев больше прав на бриллиант, чем у индийцев. Еще до того, как попасть в Индию, "Кохинур" принадлежал властям Афганистана.
Всемирно известный камень за многие века повидал разных правителей, поэтому встречные претензии могут возникнуть и у Ирана. Таким образом, в настоящее время вряд ли можно установить подлинных владельцев бриллианта "Кохинур".
В Лондонском Тауэре же он он оказался в 1850 году после того, как попал к генерал-губернатору британской Индии сэру Джону Лоуренсу. Тот подарил алмаз британской королеве Виктории, и она стала носить "Кохинур" в своем венце. При этом она игнорировала предубеждения о том что бриллиант приносит несчастья своим владельцам. Тогда этот камень имел индийскую огранку, но в 1852 году ему придали плоскую форму, и он потерял 42% своей драгоценной массы.
105-каратный бриллиант остается одним из самых главных украшений короны британской королевы Елизаветы. В случае если супруга принца Уильяма Кетрин Мидлтон станет королевой (а она является престолонаследницей второй линии), то сможет надевать корону с "Кохинуром" во время официальных мероприятий.