Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии начал расследование в связи с появившимся в российских и западных СМИ интервью экс-президента Югославии Слободана Милошевича.
Только в Италии оно опубликовано в семнадцати газетах со ссылкой на информационное агентство при пресс-службе лидера косовских албанцев Ибрагима Руговы.
Как пишет сегодня газета "Коммерсант", в минувшие выходные появилась информация о том, что находящийся в тюрьме Гаагского трибуна экс-президент Югославии Слободан Милошевич дал эксклюзивное интервью ИТАР-ТАСС. Интервью якобы было секретным √ ответы, по словам самого господина Милошевича, переправили из тюрьмы "при помощи крошечных микрочипов, которыми пользуются агенты 007".
Сенсацией стал уже сам факт интервью Слободана Милошевича. Дело в том, что находящемуся уже более полугода в гаагской тюрьме экс-президенту Югославии запрещено общение со СМИ. После того как несколько месяцев назад господин Милошевич дал интервью одной американской телекомпании, тюремные власти пригрозили отобрать у него мобильный телефон и лишить его связи с внешним миром. С тех пор подследственный выполняет это требование неукоснительно. И вот теперь он якобы его нарушил.
В интервью господин Милошевич обвиняет гаагский суд - "это не суд, а политическая трибуна" - и его главного прокурора Карлу дель Понте - "это циничная персона, которой не ведомо ничто человеческое", жалуется на условия содержания в тюрьме - "это самый непроницаемый карцер, и в нем ощущаешь приход конца". А отвечая на вопрос о роли России на Балканах, обвиняет ее в предательстве: "Первый раз Москва от меня отвернулась во время бомбардировок в 1999 году, затем предала меня окончательно в последующие месяцы".
Газета "Коммерсант" пишет, что история началась с того, что во второй половине января представитель пресс-службы лидера косовских албанцев Ибрагима Руговы в Италии предложил корреспонденту ИТАР-ТАСС в Риме Олегу Осипову организовать интервью со Слободаном Милошевичем. Аналогичное предложение, как выяснилось позднее, было сделано и нескольким итальянским изданиям. Вопросы были переданы в письменном виде, и через неделю посредник принес ответы.
"Не доверять источнику у меня оснований нет,√ сказал Олег Осипов.√ Эти люди вышли на нас около года назад и не раз давали нам информацию по косовской тематике, которая была достоверной и опережала все мировые агентства. Кстати, почти одновременно свои интервью с Милошевичем опубликовали при посредничестве тех же людей и две римские газеты √ Messaggero и Libero. Кроме того, наши источники пообещали представить веские доказательства, что интервью действительно имело место".
В Италии подлинность опубликованного 30 января средствами массовой информации интервью экс-президента Югославии Слободана Милошевича не вызывает сомнений. Так, ведущая римская газета Messaggero "провела контроль его подлинности перед тем как публиковать материал", заявил сегодня главный редактор международного отдела издания Пьерпаоло Питтау. Он отметил, что у его издания "не было оснований сомневаться в том, что это - правда".
"Милошевич решил заговорить с журналистами в обход запрета Гаагского трибунала на общение с прессой, потому что ему не дают возможности свободно высказываться", - заявил корреспондент газеты Марко Берти, чьим именем подписан материал.
Помимо Messaggero, как сообщили в ИТАР-ТАСС, "все мыслимые проверки подлинности текста, в том числе даже в Гааге", провело и информационное агентство из Милана А-Джи-Эрре, которое также распространило по своим каналам интервью Милошевича.
Сразу же после опубликования интервью руководство соцпартии Сербии, чьим лидером по-прежнему является Слободан Милошевич, категорически заявило, что экс-президент "не давал никакого интервью из тюрьмы ни ИТАР-ТАСС, ни каким-либо другим корреспондентам". "Это сфабрикованная провокация с целью приписать Милошевичу мировоззрение и позиции, которые не соответствуют его взглядам √ ни на положение в партии, ни в Югославии, ни по отношению к России",√ сказал официальный представитель СПС.
Родной брат Слободана Милошевича, бывший посол Югославии в России Борислав Милошевич, который находится в Москве, заявил: "Это чушь, выдумка, цель которой накануне начала трибунала в Гааге очернить Милошевича и вытеснить его подлинные слова и послания", - подчеркнул Борислав Милошевич.
Речь идет о сознательной и инсценированной провокации накануне суда в Гааге". Обо всем этом, сообщил бывший посол, он разговаривал с находящимся в тюрьме братом по телефону.
Люди, хорошо знающие экс-президента Югославии, обратили внимание еще на одну деталь: "Язык и стиль интервью явно не господина Милошевича".
Как сообщил сегодня официальный представитель гаагского трибунала Джим Лэндэйл, "пока трудно дать однозначный ответ о его подлинности". "Мы очень осторожно подходим к этому вопросу", - сказал он.
В то же время в неофициальных комментариях представители Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии не исключают, что экс-президент Югославии Слободан Милошевич мог дать интервью из гаагской тюрьмы по телефону или через посетителей.
Как сообщил ИТАР-ТАСС информированный источник в офисе главного прокурора Гаагского суда, Милошевича регулярно навещают родственники, соратники по Соцпартии, югославские и голландские адвокаты. Нельзя исключать, подчеркнул он, что с представителями СМИ бывший югославский лидер мог связаться через один из этих каналов.
Представитель трибунала, в частности, напомнил, что однажды во время разговора по телефону с находящимся в Москве братом Бориславом тот переключил его на лидера российских коммунистов Геннадия Зюганова. Другими словами, подчеркнул источник, собеседник Милошевича может передать трубку другому человеку или вообще переключить его на другого абонента.
Если факт интервью Милошевича будет установлен, то его контакты будут еще более ограничены, заявил представитель главного прокурора, подчеркнул источник в трибунале.