Reuters

В квартире загадочно погибшего аргентинского прокурора Альберто Нисмана был найден черновик ордера на арест президента этой страны Кристины Киршнер, которую он обвинял в причастности к заговору с целью сокрытия предполагаемой роли Ирана в организации взрыва в еврейской культурном центре в Буэнос-Айресе в 1994 году, унесшем жизни 85 человек. Об этом рассказала журналистам следователь Вивиана Фейн, возглавляющая расследование смерти Нисмана, сообщает The New York Times.

Проект 26-страничного документа, найденный в мусорной корзине, также предписывает арестовать министра иностранных дел страны Эктора Тимермена, в отношении которого Нисман выдвигал аналогичные обвинения, пишет издание. Теперь этот документ приобщен к делу о смерти Нисмана, сообщила Фейн.

Нисман был найден мертвым с огнестрельным ранением головы в своей квартире в Буэнос-Айресе вечером 18 января. На следующий день он должен был представить в конгрессе доказательства своих обвинений в адрес Киршнер и Тимермена, озвученные им несколькими днями ранее.

Причины смерти Нисмана до сих пор точно не установлены. Изначально считалось, что это самоубийство. Сообщалось, что дверь в квартиру Нисмана была заперта изнутри. Однако позднее следователи заявили, что не исключают убийство.

Обвинения Нисмана основывались на оказавшихся в его распоряжении записях телефонных разговоров, из которых якобы следует, что правительство страны по служебным каналам вело переговоры о выгодном для Аргентины соглашении о поставках "зерна в обмен на нефть", отмечает ТАСС. Нисман утверждал, что одним из условий соглашения было освобождение от ответственности пяти иранцев, разыскиваемых Аргентиной в связи с причастностью к вышеупомянутому теракту.

Киршнер всегда отрицала обвинения Нисмана. Тем не менее после его смерти она заявила, что, по ее убеждению, смерть прокурора была убийством. Она также не исключила причастность к этому происшествию агентов аргентинских спецслужб, которые могли желать нанести вред своему правительству.

Взрыв в израильском культурном центре в Буэнос-Айресе в 1994 году стал самым крупным терактом за всю историю Аргентины. Бомба весом 275 килограммов была оставлена в фургоне Renault Trafic. Машина была припаркована возле здания еврейского центра и взорвалась 18 июля 1994 года. Направленной взрывной волной здание было полностью разрушено. От взрыва погибли 85 человек, а еще свыше 300 получили ранения. Большинство пострадавших были евреями.

В расследовании теракта приняли участие израильские правоохранительные органы. Однако на аргентинские власти постепенно посыпались обвинения в препятствовании расследованию. Так, в сентябре 2004 года все граждане Аргентины, проходившие по этому уголовному делу, были оправданы. Причем большинство из них были полицейскими.

25 октября 2006 года аргентинские прокуроры Альберто Нисман и Марсело Мартинес Бургос обвинили правительство Ирана в организации теракта и даже в создании подпольной сети террористов еще в 1980-х годах, причем не только в Аргентине, но также и в Бразилии, Парагвае, Уругвае, Чили, Колумбии, Гайане, Тринидаде и Тобаго и Суринаме.

Прокуроры заявили, что исполнителями теракта в Буэнос-Айресе были боевики радикальной группировки "Хизбаллах", базирующейся в Ливане. Следователи предположили, что это было связано с приостановкой сотрудничества Аргентины и Ирана в сфере ядерных технологий.

По мнению Нисмана, к организации теракта были причастны как бывшие иранские дипломаты в Буэнос-Айресе, так и видные политики Исламской Республики. В настоящий момент в международный розыск объявлены пять граждан Ирана, в том числе бывший министр обороны Исламской Республики.

Между тем 27 января 2013 года Аргентина и Иран подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в расследовании теракта 1994 года. Это соглашение вызвало крупный скандал, а также резкую критику со стороны представителей аргентинской оппозиции и еврейской общины. Они полагают, что договоренность свидетельствует о намерении Аргентины спустить расследование на тормозах.