AFP

Через 100 дней после урагана "Катрина" Белый дом вновь оказался в эпицентре скандала по причине обвинений в бездеятельности. Итальянская La Repubblica в понедельник пишет о расследовании конгресса США по "ошибкам и задержкам" во время ликвидации последствий стихии. Обнародованные документы свидетельствуют от том, что многие тревожные сообщения из Луизианы так и не были услышаны, а просьбы о помощи – не удовлетворены.

Когда в августе этого года ураган "Катрина" со всей своей разрушительной силой обрушился на Новый Орлеан, губернатор штата Луизиана Кэтлин Бланко, предвидя худшее, послал сигнал SOS в Белый дом. "Я пришла к заключению, что этот инцидент будет таким масштабным, что для эффективного реагирования возможностей штата и местных администраций будет явно недостаточно и что абсолютно необходима дополнительная помощь со стороны федерального правительства", - говорилось в ее обращении о помощи (перевод статьи на сайте Inopressa.ru).

Тем не менее федеральное правительство и американская служба гражданской обороны в течение двух дней недооценивали происходящее, "Катрина" стала одной из самых страшных катастроф в современной американской истории, а для президента Буша этот ураган стал ударом, как в политическом смысле, так и в смысле влияния на его популярность.

И вот теперь губернатор Луизианы направила на Капитолийский холм 100 тысяч документов, которые практически поминутно восстанавливают картину событий: что произошло в начале и что – в последующие дни после разрушительного воздействия урагана. Белый дом будет вынужден ответить на все вопросы, связанные с реконструкцией хода событий, представленной Бланко, являющейся одной из заинтересованных сторон.

"Мы нуждаемся во всем, что вы нам можете дать", – писала в одном из посланий губернатор Луизианы президенту Бушу: послание датировано 29 августа, когда "Катрина" уже нанесла свой удар и появилась возможность определить ущерб, нанесенный ураганом. Несмотря на заверения, полученные в тот же день от службы гражданской обороны, – о том, что "готовы 500 автобусов", – 30 августа Энди Копплин, глава штаба Бланко, направила другое срочное электронное послание: "Нам нужны автобусы! Найдите автобусы, направляющиеся в Новый Орлеан, как можно быстрее!"

Через два дня, 2 сентября, Бланко в очередной раз связалась с Белым домом, чтобы пожаловаться на службу гражданской обороны, которая "не сделала ничего, что обещала", и чтобы просить Буша направить 40 тысяч солдат: "Нам необходимы лед, вода и продукты питания; нам требуются мобильные лагеря, техника, способная передвигаться по воде, мобильные морги, команды скорой помощи, средства связи: и даже если эти требования были уже выполнены, помощи все равно недостаточно".

Среди 100 тысяч документов нет недостатка в просьбах и предложениях помощи со всего мира; пишет Фидель Кастро, пишет Уго Чавес, звонит король Иордании и итальянский консул, чтобы предупредить: "Я направляюсь в Новый Орлеан, чтобы спасти итальянских граждан, сделайте так, чтобы меня не останавливала полиция".

Зафиксированы телефонные звонки и электронные послания с рекомендациями различного рода от влиятельных лиц Америки (и не только) с требованиями к губернатору в первую очередь спасти их друзей или родственников; звезды ток-шоу Опра Уинфри, Дэн Разер и Ларри Кинг держат офис губернатора в осаде, чтобы получить эксклюзивное интервью.

Среди 100 тысяч документов все представляют собой доклады полиции и пожарных о ситуации с наводнением, дорожным транспортом, нападениями, мародерством и различными преступлениями, совершенными в последующие после урагана дни, нарастающим потоком сумбурных и очень часто ложных сообщений об убийствах, изнасилованиях и столкновениях на расовой почве.

Все документы, относящиеся к урагану "Катрина", были затребованы комитетом по расследованию подготовки к урагану "Катрина" и последующих действий и сенатским комитетом по национальной безопасности и правительственным делам – обе эти организации конгресса будут расследовать произошедшее.

Бланко вначале была против расследования, заявляя, что следовало бы создать независимую комиссию по примеру комиссии 11 сентября, но потом изменила свое мнение.

"Эти документы свидетельствуют о том, как государственные служащие Луизианы без устали и с энтузиазмом работали, чтобы спасти жизнь тысячам людей", - заявила она.