Russian Look

Журналисты издания The New York Times Эндрю Хиггинс и Эндрю Э. Крамер опубликовали итоги собственного расследования событий, предшествовавших бегству Виктора Януковича из Киева. Они утверждают, что смена власти произошла не в результате силового переворота, за которым стоял Запад, а слабость окружения украинского президента и предательство силовиков.

В то время, когда Янукович, колеблясь, подписывал соглашения 21 февраля и рассчитывал, что они сохранят ему власть хотя бы на несколько месяцев, депутаты из числа его сторонников, а также руководители милицейских подразделений и спецслужб в панике взывали к оппозиционерам, беспокоясь о личной безопасности больше, чем о положении правительства, утверждает издание.

Россия настаивает на том, что к отставке Януковича привел "неофашистский" переворот, который был поддержан и cрежиссирован Западом под видом народного восстания. Кремль приводит это утверждение наряду с историческими связями как главное оправдание присоединения Крыма в марте и последующей поддержки восстания пророссийских сепаратистов в украинских промышленных центрах на востоке страны, напоминает The New York Times. "За пределами раздутого российской пропагандой пузыря мало кто всерьез воспринимал линию Кремля. Но сейчас, почти год спустя после падения правительства Януковича, остаются вопросы о том, как и почему он утратил власть так быстро и безвозвратно", - говорится в статье, перевод которой предлагает InoPressa.

Американские журналисты доказывают, что президент Украины был брошен на произвол судьбы своими союзниками, а западные чиновники были удивлены разразившимся политическим кризисом едва ли не сильнее, чем кто-либо еще. Шок и паника стали следствием кровопролития на Майдане - худшего с момента окончания Второй мировой войны, утверждает издание. Это и стало причиной массового предательства сторонников президента в парламенте и подтолкнуло Януковича к переговорам с оппозицией.

Сотрудники силовых подразделений, как утверждается, рассказали в интервью, что опасались разговоров о перемирии, поскольку боялись, что Янукович отречется от тех людей, которые защищали его, особенно от нижних чинов, вынесших на себе всю тяжесть уличных боев. "Министр исчез, и никто не отвечал на звонки", - рассказал некто Владимир из сумского отряда "Беркут". Александр Ходаковский, который в феврале командовал подразделением "Альфа", а в ДНР какое-то время занимал пост министра безопасности, утверждает, что в тот момент было понятно - никакого центрального правительства нет, оно развалилось. "Мы поняли, что посредничество европейцев не приведет ни к чему", - пояснил он.

Оружие, захваченное протестующими во Львове, стало решающим аргументом

Панике в рядах силовиков способствовали и слухи о захвате сотен единиц оружия в ночь на 18 февраля во Львове. Этот арсенал переправляли в Киев, чтобы добавить к охотничьим ружьям, пистолетам, бутылкам с зажигательной смесью и металлическим дубинкам. Начальник милиции Львова Дмитрий Загария говорил, что всего было похищено 1200 единиц оружия, в основном пистолеты и автоматы Калашникова. Однако, уточняет The New York Times, нет никаких доказательств, что это оружие было использовано в Киеве.

Представители министерств иностранных дел Германии, Польши и Франции вечером 20 февраля встретились с Виктором Януковичем, чтобы договориться о перемирии. Одновременно с начальником сил безопасности Майдана Андреем Парубием шли переговоры о недопущении доставки в Киев оружия из Львова. "Мы сказали ему - не позволяйте этому оружию попасть в Киев. Если это случится, это изменит всю ситуацию", - рассказал американский посол в Киеве Джеффри Пайет.

В недавнем интервью Парубий опроверг информацию о том, что оружие из Львова попадало в Киев, но согласился с тем, что захваченный арсенал дал Евромайдану мощный рычаг давления на Януковича и западные страны.

Вечером 21 февраля, пока дипломаты собрались в администрации на церемонию подписания соглашения, силовики и депутаты из лагеря Януковича начали звонить представителям оппозиции с просьбой предоставить им возможность покинуть город и дать гарантии безопасности.

Михаил Добкин из Партии регионов, который много лет работал в тесном контакте с Януковичем, рассказал, что президент был совершенно не готов к исчезновению силовиков, что он ничего не знал о предательстве союзников и не отдавал им приказа о бегстве из Киева.

Как указывает Добкин, он обсуждал с Януковичем его предстоящее бегство, и тот попросил организовать посещение нескольких заводов в Харьковской области, чтобы "сохранить приличия". "Он думал, что это будут временные затруднения", - говорит бывший кандидат в президенты Украины и экс-глава администрации Харькова. "Когда лидер перестает быть лидером, люди из его окружения тоже отпадают. Это правило", - добавил он.

Также, утверждают американские журналисты, из Киева исчез Владимир Лукин, полпред президента РФ, поставивший свою подпись под мирным соглашением. Когда европейские дипломаты, участвовавшие в церемонии, покинули здание администрации президента, сотни милиционеров толпились у автобусов, намереваясь уехать.

Глава МИДа Польши Радослав Сикорский вспоминает, что силовики оставили и другие правительственные здания. Впоследствии в разговоре с российским коллегой Сергеем Лавровым он настаивал на том, что события в Киеве не были переворотом, поскольку милиция, увидев отсутствие власти и боясь мести за стрельбу на Майдане, просто ушла.

Как пишет The New York Times, волна насилия в Киеве резко пошла на спад с отъездом Януковича. Протестующие вошли в здание администрации президента и другие правительственные здания через парадные ворота. Спустя несколько часов Янукович в телевизионном обращении сообщил, что его автомобиль был обстрелян, и обвинил в происходящем неких предателей, отказавшись, впрочем, их называть.

Янукович говорит, что уехал, отказавшись развязывать гражданскую войну

Напомним, в конце декабря 2014 года опальный президент Виктор Янукович в подробностях рассказал свою версию февральских событий. По его словам, он не ожидал, что мирный протест перерастет в вооруженное противостояние. По словам бывшего руководителя Украины, для развития тех событий не было оснований - движение в ЕС не было остановлено, а подписание соглашения лишь отложили. "Однако у реальных режиссеров этого действия уже был утвержден свой план - расшатать страну и сделать ее слабой и сговорчивой. Для этого в первую очередь им было необходимо свергнуть президента", - уверен Янукович.

По его версии, на Майдане все делалось в лучших традициях революций на Ближнем Востоке - когда энергия протестующих иссякала, происходила провокация, которая порождала новую волну возмущения. Когда же и этих мер стало недостаточно, на Майдане появились первые жертвы. По словам Януковича, у него есть данные, что двое молодых ребят, которых якобы убили на улице Грушевского, на самом деле погибли в другом месте.

Как считает экс-президент, его оппонентам важно было найти один из четырех конституционных способов отстранения от власти. "С импичментом не получилось. Признать меня недееспособным, когда я жив и здоров, - нереально. Оставались еще два способа: добровольная отставка или смерть", - пояснил он. После отказа уйти в отставку "начались конкретные действия, которые несли угрозу мне и сопровождавшим меня людям", сообщил Янукович. "По той информации, которую я получал, и, самое главное, по попыткам покушений я отчетливо понял: меня решили убить", - добавил Янукович в интервью. Он отказался от идеи развязать гражданскую войну, пытаясь восстановить конституционный порядок силой, и покинул страну.

Добавим, расследование по поводу гибели протестующих и сотрудников милиции на Майдане в дни противостояния так и не было завершено. По данным NEWSru.ua, в декабре срок расследования в очередной раз был продлен. Несколько дней спустя стало известно, что в деле появилась новая улика - пуля, извлеченная из тела одного из пострадавших. Как отмечали СМИ, по основной версии, причиной большинства смертей и ранений стали помповые ружья "Беркута" и автоматы Калашникова. Ранее также озвучивались версии о "снайперской стрельбе" из самозарядных карабинов Симонова.

Генеральный прокурор Украины Виталий Ярема отверг помощь Гаагского трибунала в расследовании дела о событиях на Майдане, посчитав, что его ведомство достаточно эффективно. Об этом в Facebook сообщил депутат от Блока Порошенко Виталий Куприй. Вскоре после этого со стороны советника главы МВД Украины Антона Геращенко последовали обвинения в адрес прокуратуры в затягивании расследования.