В топ-сюжете российско-американских отношений последних дней - "шпионском скандале" - при всей внешней фарсовости есть и трагический оттенок. У разоблаченных "русских агентов" имеются дети, чья дальнейшая судьба до сих пор не решена. Скорее всего, они останутся без родителей на десятилетия и будут возвращены "на родину" - в страну, которой они никогда не знали, и которая, весьма вероятно, заставит их сменить имена и утаит от них правду об их родителях.
Статью, посвященную этой проблеме, опубликовала итальянская La Stampa, обеспокоенная дальнейшей судьбой детей одной из "шпионских" пар - Майкла Зоттоли и Патриции Миллз. Напомним, на судебных слушаниях в Александрии (штат Вирджиния) об избрании им меры пресечения они раскрыли свои настоящие имена - Михаил Куцик и Наталья Переверзева.
Дети этой пары, трехлетний Кенни и его годовалый брат, родились в США, но скорее всего, будут отправлены в Россию. По некоторым данным, мать уже связалась с российскими родственниками, чтобы они взяли сыновей под опеку. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов уже занялся вопросом и указал, что, согласно законам США, если родственники в России готовы забрать детей, то их необходимо им передать.
"У них англосаксонские имена, они произнесли первые слова на английском, они американские граждане по праву рождения, но теперь Россия, в которой они никогда не были, требует их возвращения", - пишет в этой связи La Stampa, на которую ссылается InoPressa.
- Инопресса: шпионский скандал все больше напоминает фарс
Российская общественность, испытывающая одновременно гордость и растерянность, единодушна по одному вопросу: дети "шпионов" должны вырасти как русские. Тем более после нашумевшей истории с Артемом Савельевым, которого американская приемная мать одного отправила в Москву с запиской, что в нем больше не нуждается.
Российская пресса с негодованием рассказывает во всех страшных подробностях истории детей, с которыми дурно обращались в Америке. Но при этом никто не вспоминает о 15 тысячах других российских малышей, нашедших новые семьи в США, говорится в статье. Россия остается фабрикой сирот: 600 тысяч несовершеннолетних живут в детских домах, зачастую в ужасных условиях, еще полмиллиона занимаются бродяжничеством, каждый день 200-250 детей забираются из семей, где алкоголь, насилие, нищета и деградация ставят под угрозу саму жизнь детей, подчеркивает издание.
В свою очередь, The Seattle Times пишет, что иммиграционные власти США отказались комментировать случай "детей шпионов". Они лишь пояснили, что все, кто родились в США, автоматически получают гражданство, за исключением детей дипломатов или других иностранных правительственных чиновников.
Напомним, среди 11 разоблаченных "русских агентов" всего четыре семейные пары (то есть, восемь человек). У каждой из пар есть дети. Малыши четы Зоттоли-Миллз пока с трудом называют собственные имена, и это вполне естественно. Но и дети постарше, и совсем уже взрослые молодые люди оказались в сложнейшей ситуации: теперь они тоже потеряют уверенность при самоидентификации, рассуждает американская газета.
К примеру сыновья Дональда Хитфилда и Трейси Ли Энн Фоли. До недавних пор 20-летний Тим уверенно писал в своем блоге, что родился в Торонто, рос в Париже и Бостоне. У него были уверенные планы на будущее: являясь успешным студентом Университета Джорджа Вашингтона по специализации "международные отношения", он собирался провести семестр в Пекине. В его блоге написано, что он увлекается восточными странами и учит китайский язык. Помимо "родного" английского, он знает еще французский и немецкий.
В ноябре 2009 о нем даже писала хвалебные строки The Washington Times. В университете тогда устраивали конкурс бизнес-идей, и авторы-студенты должны были заинтересовать ими жюри всего за три минуты поездки в лифте. Тим представил свою разработку - сайт соцсети для автолюбителей, и жюри она понравилась, ей даже напророчили такую же популярность, как у соцсети Facebook. Однако "ребенок шпионов" (впрочем, тогда об этом еще никто не знал) не получил главный приз, так как честно заявил, что не намерен ради бизнеса бросать учебу.
Младший брат Тима, 16-летний Алекс Фоли учится в частной и престижной Международной школе Бостона, где часть занятий проводится на французском языке. "Специализация" этой школы - ни много ни мало, "формирование граждан мира".
Как указывает американская газета, родителей нельзя упрекнуть в пренебрежении детьми ради шпионской деятельности. Они не только постарались дать им прекрасное образование, но и научили правилам хорошего тона. Так, например, Алекс очень вежливо отказался давать комментарии назойливым журналистам. Оба молодых человека были в четверг на слушаниях об избрании меры пресечения их родителям, которые теперь могут испортить им всю карьеру. Но дети остаются с ними милыми и дружелюбными и выказывают им моральную поддержку.
Ребенок-подросток есть у Хуана Ласаро и Вики Пелаэс. 17-летний Хуан Ласаро-младший - талантливый пианист, есть много поклонников его манеры исполнения, записи его выступлений можно найти в том числе на портале YouTube. Вот одна из них:
Хуан Ласаро-младший может оказаться единственным, у кого настоящее имя. И вот парадокс - он был назван "в честь отца", который уже признался, что его имя - вымышленное. Настоящее он назвать отказался.
Этот юноша также может оказаться единственным "ребенком шпиона", который сможет воссоединиться с матерью. Напомним, известная испаноговорящая журналистка, настоящая гражданка США Вики Пелаэс была отпушена под залог и находится под домашним арестом.
У Вики Пелаэс есть еще 38-летний сын от предыдущего брака, Вальдо Марискаль. Он заявляет журналистам, что не верит в обвинения.
Наконец, Ричард и Синтия Мерфи являются родителями двух дочерей - 11-летнейКэти и 7-летней Лизы. Местонахождение обеих в настоящее время неизвестно. Соседи видели, как в день ареста родителей девочек забрали из дома, при них были рюкзаки и подушки. По одной из версий, детей Ричарда и Синтии Мерфи уже забрал некий неизвестный "друг семьи".
Где они родились, власти не говорят, но, судя по возрасту, это было, когда родители уже жили в США, в Нью-Джерси. По местным законам, несовершеннолетние дети обвиняемых, находящихся под стражей, передаются в ведение служб опеки.