Вопрос о пытках задал бывшему госсекретарю США Кондолизе Райс вашингтонский четвероклассник Миша Лернер. Она в ответ заверила, что прежняя республиканская администрация Джорджа Буша законов не нарушала.
По сообщению газеты Washington Post, экс-госсекретарь впервые после прекращения полномочий прежней администрации вернулась в столицу США для публичного выступления. Вечером в воскресенье, 3 мая, она прочла лекцию в одной из синагог в центре Вашингтона, а перед этим побывала в школе, где учатся дети членов общины.
Там-то ее и подстерег со своим вопросом Миша, чьи родители приехали в США из России, отмечает ИТАР-ТАСС. Он попросил экс-госсекретаря прокомментировать оценки, которые нынешняя демократическая администрация Барака Обамы дает методам допросов, использовавшимся при прежних республиканских властях. Обама на днях согласился с тем, что имитация утапливания при допросах - это пытка.
Мишина мама Инна Лернер позже сказала журналистам, что изначально ее сын заготовил еще более жесткую формулировку вопроса: "Если бы вы работали в администрации Обамы, то добивались ли бы использования пыток?"
Однако вопросы согласовывались с администрацией школы, и в итоге форма была смягчена, хотя суть осталась. В любом случае риторическая стрела четвероклассника попала, как говорится, не в бровь, а в глаз.
На прошлой неделе наделало шуму высказывание Райс о том, что США при прежней власти "никого не пытали". "Президент дал нам указание о том, чтобы ничто в наших действиях не противоречило нашим обязательствам, юридическим обязательствам по конвенции о запрещении пыток, - заявила бывшая госсекретарь в Станфордском университете в Калифорнии. - Соответственно, по определению, если это было санкционировано президентом, то не нарушало наших обязательств по конвенции".
Как напоминает Washington Post, "критики указывают", что это высказывание Райс сильно напоминает печально знаменитую фразу Ричарда Никсона. Этот единственный в истории США президент, вынужденный уйти в позорную отставку из-за Уотергейтского скандала, в свое время утверждал: "Когда президент что-то делает, это означает, что это не противозаконно".
Райс сказала Мише Лернеру, что вступать в заочный спор с Обамой она не станет. По сути же, продолжала она, президент Буш руководствовался стремлением защитить свою страну и народ после чудовищных терактов 11 сентября 2001 года.
"Надеюсь, вы понимаете, что это было очень трудное время, - заявила бывшая начальница американской дипломатии. - Нас ужасала возможность еще одного удара по нашей стране... И даже в этих труднейших условиях наш президент не был готов делать что-то противозаконное. Надеюсь, люди понимают, что мы старались защитить страну".
По словам газеты, Райс на любознательного школьника не обиделась и даже сфотографировалась с ним на память. Она также "сказала, что Россия - ...ее любимая зарубежная страна", - указывает Washington Post, не приводя дословной цитаты. В прошлом Райс, как известно, была советологом.