На первый взгляд, Приднестровье представляет собой не более чем музей советского коммунизма под открытым небом, пишет сегодня в своей статье корреспондент газеты пишет Le Monde (перевод на сайте Inopressa.ru).
Этот сепаратистский регион на востоке Молдавии, небольшой страны, зажатой между Румынией и Украиной, уже давно повернулся спиной к истории, продолжает французское издание.
Управляемая Верховным Советом во главе с диктатором Игорем Смирновым, эта советская республика, в 1992 году в одностороннем порядке провозгласившая себя независимой, отказывается считаться с изменениями, произошедшими на европейском континенте после краха коммунистических режимов. Этот кусок земли, на котором проживает около 700 тыс. русских, украинцев и румыноязычных молдаван, превратился в настоящую головоломку для европейских и американских дипломатов, спорящих со своими российскими коллегами по вопросу о его правовом статусе, отмечает газета.
Москва, которая реально осуществляет контроль над Приднестровьем благодаря присутствию там российской 14-й армии, хотела бы превратить его в анклав по модели Калининграда. Эта перспектива не устраивает ни Вашингтон, ни Брюссель. США хотели бы, чтобы "розовые" и "оранжевые" революции, которые привели Грузию и Украину в орбиту западного влияния, проникли и в Приднестровье. Несмотря на то, что Молдавия, где в марте произошли парламентские выборы, предпочла сохранить "красную" – коммунистическую – эмблему, эти коммунисты повернулись лицом к Западу и сегодня мечтают о вступлении своей страны в Европейский союз. Урегулирование правового статуса Приднестровья, не признанного сегодня ни одной страной мира, необходимо для Кишинева не менее, чем для Брюсселя. Причина проста: после вступления Румынии в ЕС, которое должно состояться 1 января 2007 года, очаг приднестровских конфликтов окажется у будущих восточных границ Европы.
Таким образом, Молдавия оказывается ключом к будущей европейской безопасности. Бывшая румынская территория, Молдавия была включена в состав Советского Союза после Второй мировой войны. С крушением СССР в 1991 году она стала независимой страной, но в 1992 году ей пришлось пережить гражданскую войну, закончившуюся отделением восточной части – Приднестровья. В то время как в Молдавии две трети населения говорит по-румынски и одна треть – по-русски, в Приднестровье на одного румыноязычного жителя приходятся два русскоязычных. Этот регион, в котором процветает контрабанда всех мастей, Москва рассматривает как аванпост России вблизи границ Запада, подчеркивает ежедневное СМИ.
Невзирая на торжественные обязательства, которые с 1999 года Москва не раз принимала на саммитах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Россия по-прежнему отказывается выводить 1500 своих солдат из Приднестровья. Более того, Москва ничего не предпринимает для обеспечения безопасности гигантского военного арсенала, который составляют десятки тысяч тонн оружия и боеприпасов и который ржавеет на складах, построенных советской армией после Второй мировой войны.
После войны 1992 года Молдавия неоднократно пыталась решить вопрос о юридическом статусе Приднестровья. Формулу широкой автономии, предложенную Кишиневом, упорно отвергает Игорь Смирнов: рассчитывая на российскую армию, он добивается федерализации Молдавии и международного признания Приднестровья в качестве независимой республики. 22 июля молдавский парламент вернулся к этому вопросу: в надежде, что новая геополитическая ситуация будет играть на руку Молдавии, он принял закон, предоставляющий Приднестровью широкую автономию.
Украинский президент Виктор Ющенко в большей степени, чем его предшественник Леонид Кучма, предрасположен к поддержке своего молдавского соседа, рассчитывающего также и на поддержку Брюсселя. "Этот закон укрепляет нашу решимость вступить в Европейский союз, – заявил молдавский президент Владимир Воронин. – Мы не сможем двигаться в сторону Европы, если не сумеем решить внутренние проблемы нашей страны".
Кишинев выступает за замену российских солдат в Приднестровье военными и гражданскими наблюдателями ОБСЕ, за вступление в переговорный процесс США и ЕС и поэтапное обеспечение "особого статуса" Приднестровья в составе Республики Молдова. "Тирасполь благожелательно относится к участию США и Европейского союза в урегулировании, но он по-прежнему против вывода российских войск", – подчеркнул Игорь Смирнов.
В начале июня украинский президент и его молдавский коллега попросили ЕС помочь им в создании международной системы таможенного контроля и охраны украинско-молдавских границ, особенно на участке между Украиной и Приднестровьем. ЕС положительно отреагировал на эту просьбу. Москва же усмотрела в этой совместной попытке Молдавии и Украины урегулировать статус Приднестровья желание "еще больше ухудшить российско-молдавские отношения", как выразился российский министр иностранных дел Сергей Лавров.
Аналитик Владимир Сокор, специалист по молдавскому вопросу, считает, что в действительности речь идет о "внешнем конфликте, инициированном Россией". "Лидеры Тирасполя, – поясняет он, – являются российскими гражданами, в большинстве своем – высшими офицерами российской армии и спецслужб. Они приехали из России с заданием отторгнуть у Молдавии часть ее территории, чтобы обеспечить геополитические интересы России в этой зоне. В Приднестровье находятся две российские армии: первая действует под российским знаменем, вторая – под знаменем Приднестровья, но она была создана благодаря российским военным и передаче российского вооружения". Поэтому, как считает г-н Сокор, речь идет о международном конфликте, который должен быть урегулирован международными усилиями, в том числе усилиями Европейского союза, пишет в завершении Le Monde.