Журналисты по всему миру продолжают изучать содержание "Панамских документов". Репортеры The Guardian Джуллиет Гарсайд и Дэвид Пегг, в частности, отмечают, что благодаря полученной информации стало известно о наличии офшорных компаний у восьми представителей элиты Китайской коммунистической партии. Среди них - члены семьи главы государства Си Цзиньпина и других высокопоставленных чиновников, говорится в материале британского издания.
"Документы свидетельствуют, что внучка влиятельного китайского лидера стала единственным акционером двух компаний, зарегистрированных на Британских Виргинских островах, когда была еще подростком. Жасмин Ли только еще начинала учиться в Стэнфордском университете в США, когда в декабре 2010 года на ее имя были зарегистрированы эти компании. Ее дед Цзя Цинлинь был тогда четвертым по рангу политиком Китая", - отмечают журналисты, которых цитирует InoPressa.
Среди видных фигур, пользовавшихся офшорными компаниями, журналисты отмечают зятей Си Цзиньпина и члена постоянного комитета политбюро Чжана Гаоли, дочь Ли Пена, ответственного за жестокое подавление демонстрации протеста на площади Тяньаньмэнь, и Гу Кайлай, жену Бо Силая, бывшего члена политбюро, отбывающего пожизненное заключение за коррупцию и злоупотребление властью.
"У этих родственников были компании, являвшиеся клиентами офшорной юридической фирмы Mossack Fonseca. В ее документах нет никаких свидетельств того, что сами упомянутые политики каким-то образом получают прибыль от компаний, связанных с членами их семей", - признают репортеры.
Журналисты отмечают, что с понедельника в Китае блокируется доступ "к пополняющимся откровениям о семьях его виднейших политиков". Появляются отчеты о том, что цензоры удаляют сотни публикаций в социальных сетях Sina Weibo и Wechat, а некоторые СМИ, включая CNN, сообщают о частичной блокировке своих сайтов. "Эти разоблачения совпали с борьбой Си Цзиньпина с порочащим коммунистическую партию поведением", - добавляют репортеры.
Издание также обращает внимание на упоминание в "Панамских документах" "двух фигур с хорошими связями": брата бывшего вице-президента Цзена Цинхуна и сына бывшего члена Политбюро Тяня Цзиюня, которые являются директорами одной офшорной компании.
"Китай и Гонконг были крупнейшими источниками бизнеса для Mossack Fonseca: на клиентов из этих юрисдикций приходится 40 тысяч закрытых и действующих компаний. Примерно четверть из них, предположительно, жива: документы показали, что за 2015 год фирма получила плату за услуги примерно с 10 тысяч компаний, связанных с Гонконгом и Китаем. Сейчас у франшизы Mossack Fonseca есть отделения в восьми китайских городах, согласно веб-сайту фирмы", - утверждают журналисты.
Накануне организация WikiLeaks, получившая известность благодаря публикации секретных документов руководства США, назвала офшорный скандал атакой на президента РФ Владимира Путина, спонсированной Агентством США по международному развитию (USAID) и Фондом Сороса. Тот факт, что американское правительство напрямую финансирует атаку на Путина, ставит под сомнение ее честность, заключили в WikiLeaks.
В организациях, занимавшихся расследованием, не скрывают, что получают средства от USAID и Фонда Сороса. Тем не менее в Центре по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) утверждают, что в публикации "Панамских документов" государственные структуры не участвовали. Кроме того, в организации отрицают, что целью расследования было именно очернение Путина. "И ради этого мы бы запятнали репутацию стольких людей по всему миру? Это ерунда", - заявил сооснователь OCCRP Дрю Салливан.
Утечка огромного архива конфиденциальных документов панамской фирмы Mossack Fonseca пролила свет на огромную сеть офшорных компаний, которую использовали, среди прочих, ряд политиков, чиновников и спортсменов. Изначально архив был передан газете Süddeutsche Zeitung анонимным источником. Затем к расследованию подключились OCCRP, Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ), а также журналисты The Guardian, российской "Новой газеты" и других изданий по всему миру. Чтобы расширить расследование и доказательную базу, журналисты привлекли свои источники и использовали множество сторонних документов. Эта работа заняла почти год.