Закон, который обязывает местные власти обеспечивать жителей безопасной питьевой водой, с 2004 года не соблюдался на 20% водоочистных сооружений США, из-за чего более 49 млн человек "утолили жажду" мышьяком, ураном, радием и опасными бактериями, попавшими в водопровод из канализации. К такому выводу, пишет InoPressa.ru, пришли журналисты газеты The New York Times, проанализировав официальную статистику.
Газета отмечает, что случаи загрязнения зафиксированы во всех без исключения штатах, при этом большинство из них отмечены на водопроводных системах, обслуживающих небольшие населенные пункты с численностью менее 20 тыс. жителей - из-за нехватки ресурсов и низкой квалификации руководства. Например, в штате Нью-Йорк с 2004 года в 205 водопроводных компаниях нарушался закон о питьевой воде, т.к. она содержала бактерии в количествах, превышающих предельно допустимые нормы. В отдельных местах допустимый уровень содержания радия был превышен на 2000%.
Речь идет не только о единичных случаях попадания в водопровод непригодной для питья воды, но и о многолетнем несоблюдении нормативов на сотнях предприятий. Исследования показывают, что загрязнители, попадающие в питьевую воду, связаны с миллионами случаев заболеваний ежегодно.
Прием внутрь такого рода вредоносных веществ даже в малых дозах может быть связан с рядом опасных заболеваний, некоторые из них имеют длительный инкубационный период. Нет точных данных, сколько болезней связаны с загрязненной питьевой водой. Некоторые заболевания - например, рак - развиваются годами. Заболеваемость населения, например, раком молочной железы и раком простаты, за последние 30 лет увеличилась. Исследования показывают, что причина этого, возможно, в загрязненной питьевой воде. Хотя надзорные органы были в курсе всех проблем, наказание понесли менее 6% нарушителей. Части проблемных учреждений была оказана неформальная техническая поддержка. Впрочем, далеко не во всех неполадки устранены.
Опрошенные газетой чиновники, как действующие, так и ушедшие в отставку, видят причину сложившейся ситуации в том, что "проведение в жизнь Закона о безопасной питьевой воде не является приоритетом федеральных властей". Сами работники Агентства по охране окружающей среды оценивают перспективу положительных перемен скептически: "Те люди, которые велели нам не обращать внимания на нарушение Закона о безопасной питьевой воде, по-прежнему стоят во главе отделений [агентства]. Никакой подотчетности нет, поэтому ничего не изменится", - сказал один их них в интервью The New York Times.
Более четверти водопроводных систем, нарушивших правила, регулирующие концентрацию в воде мышьяка или радиоактивных веществ, не отражены в материалах проверок, проводимых властями, т.е. нет никаких записей, которые бы свидетельствовали, что надзорные органы связывались с ними - даже после того, как эти водопроводные компании посылали властям документы, свидетельствующие о нарушениях.
Все эти данные вызывают особое беспокойство, говорят исследователи, поскольку определенные законом предельные концентрации мышьяка в воде слишком велики. Водопроводная система может поставлять людям воду с концентрацией мышьяка, которая дает им 1 шанс из 600 заболеть раком мочевого пузыря, и при этом оставаться в рамках закона.
Дэвид Ульманн, руководивший до 2007 года отделением Министерства юстиции по борьбе с экологическими преступлениями, отметил серьезное нежелание агентства по защите окружающей среды и Минюста принимать меры воздействия на муниципалитеты. Дело в том, что, по общепринятым представлениям, они часто весьма бедны, поэтому выписанные им штрафы были бы в конце концов переложены на местных налогоплательщиков.