Reuters

Федеральный судья Аргентины Клаудио Бонадио направил запрос на помещение под домашний арест бывшего президента страны Кристины Фернандес де Киршнер, выдвинув против нее обвинение в "измене Родине". Судья полагает, что, оставаясь на свободе, Киршнер может помешать расследованию, сообщает La Nation. Киршнер подозревается в сокрытии роли Ирана в теракте 1994 года в Буэнос-Айресе.

Судья обратился к верхнейпалате парламента Аргентины, чтобы Киршнер, которая в концеоктября вошла в состав сената, лишили парламентского иммунитета. Напринятие решения по этому вопросу у сената Аргентины, после того как онприступит к сессиям 10 декабря, будет 180 дней, уточняет "Интерфакс".

Кроме того, судья запросил арест бывших соратников Киршнер. В частности, уже задержан и помещен под домашний арест экс-министр иностранных дел Эктор Тимерман. Также задержаны секретарь Киршнер Карлос Заннини, лидер исламской общины в Аргентине Хорхе "Юссуф" Халил и активист Луис Д'Элиа.

Напомним, 18 июля 1994 года в результате взрыва бомбы в еврейскомкультурном центре AMIA, приведенной в действие террористом-смертником,погибли 89 человек. Еще более 200 получили ранения.

В расследовании теракта приняли участие израильские правоохранительные органы. Однако на аргентинские власти постепенно посыпались обвинения в препятствовании расследованию. Так, в сентябре 2004 года все граждане Аргентины, проходившие по этому уголовному делу, были оправданы.

Ранее расследование о взрыве вел прокурор Альберто Нисман. По мнению Нисмана, к организации теракта были причастны как бывшие иранские дипломаты в Буэнос-Айресе, так и видные политики Исламской Республики. В настоящий момент в международный розыск объявлены пять граждан Ирана, в том числе бывший министр обороны.

Между тем в январе 2013 года Аргентина и Иран подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в расследовании теракта. Это соглашение вызвало крупный скандал, а также резкую критику со стороны представителей аргентинской оппозиции и еврейской общины. Они полагают, что договоренность свидетельствует о намерении Аргентины спустить расследование на тормозах.

Нисман утверждал, что Кристина Киршнер, занимавшая пост президента Аргентины с 2007-го по 2015 год, лично препятствовала расследованию дела и мешала обвинению иранцев, причастных к взрыву, получив за это от Ирана 50 млн песо. В начале 2015 года Нисман был найден мертвым в своей квартире, следствие полагает, что он мог быть убит. В правительстве Киршнер заявили, что это было самоубийство. Однако в обществе эта версия не нашла особой поддержки - аргентинцы массово вышли на улицы, подозревая Киршнер в организации убийства оппонента.

Считается, что эта история нанесла репутации Киршнер большой удар, в результате чего она со своими сторонниками проиграла очередные президентские выборы, уступив Маурисио Макри. В феврале 2016 года прокуратура Аргентины по итогам расследования признала, что смерть Нисмана была убийством, но кто его совершил и заказал - до сих пор не установлено.

Как отмечает местная пресса, в истории Аргентины был только один случай приговора за госизмену. В 1936 году по этой статье был осужден майор Уильям Мак Ханнафорд. Его признали виновным в продаже секретных данных Боливии и Парагваю, когда шли военные действия. Майора приговорили к пожизненному заключению. Через 20 лет его помиловали. При этом считается, что его вина не была полностью доказана, поэтому дело Ханнафорда также известно как "дело креольского Дрейфуса" - по аналогии со скандальным процессом над французским офицером, который был наказан, но через пять лет полностью реабилитирован.