Reuters

Защищая правомочность нового бюджета США на 2008 год, огромная часть которого предназначена для военных нужд, новый министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что кроме войны с глобальным терроризмом США также могут столкнуться с опасностью, исходящей от таких стран, как Россия и Китай.

"Нам необходим весь спектр военных средств, включая как наземные силы, способные воевать с большими армиями, так и мобильные части специального назначения, способные бороться с угрозой терроризма, поскольку мы не знаем, что произойдет в таких странах, как Россия, Китай, Северная Корея, Иран и других", - заявил он, выступая на слушаниях в комитете по вооруженным силам палаты представителей Конгресса США.

Стоит отметить, что перечисляя страны из так называемой "оси зла", Гейтс причислил к ним и Россию, назвав ее в этом списке первой.

Как сообщает BBC, в отличие от своего предшественника Дональда Рамсфельда, Гейтс призвал увеличить численность армии и корпуса морской пехоты США. Ранее о необходимости увеличения численности американской армии заявил и президент США Джордж Буш.

"Кроме ведения войны с глобальным терроризмом, мы должны противостоять угрозам, с которыми сталкиваются США из-за ядерных амбиций Ирана и Северной Кореи и нечеткими позициями таких стран, как Россия и Китай, которые к тому же занимаются наращиванием вооружения", - отметил Гейтс.

- Генералы Леонов, Ивашов, Дворкин: это холодная война, России надо пересмотреть военную доктрину
- Глава Независимого института стратегических оценок: началась новая холодная война
- США окружают Россию системами ПРО

Таким образом Гейтс поддержал представленный Белым домом проект бюджета Пентагона, предусматривающий увеличение численности сухопутных войск и корпуса морской пехоты, сообщает AFP.

Со своей стороны выступивший на том же заседании глава комитета начальников штабов генерал Петер Пейс заявил о необходимости "следить за Китаем".

Отметим, что Роберт Гейтс, официально вступивший в должность главы Пентагона в декабре 2006 года, в день своего назначения на должность главы оборонного ведомства США, выступил перед сенаторами и рассказал, что он думает о современной России и политике ее руководства.

Назначенный Бушем главой Пентагона экс-глава ЦРУ тогда заявил, что Владимир Путин "стремится сейчас вернуть России статус великой державы, пытается возродить национальную гордость и пользуется большой популярностью у себя дома за то, что пытается сделать".

По мнению экс-директора ЦРУ, Путин стремится восстановить влияние России "на ближнее зарубежье" и "пытается вернуть контроль над некогда принадлежавшими государству стратегическими ресурсами и предприятиями".

В момент назначения никто не ожидал от Гейтса столь резких заявлений. Тогда эксперты, говоря о приходе нового главы Пентагона, отмечали, что в американо-российских отношениях может произойти некоторое сближение. Представитель исследовательского института США Heritage Foundation, член дискуссионного клуба "Валдай" и специалист по России Ариэль Коэн, тогда заявлял, что с приходом Гейтса на пост главы Пентагона будет предпринята попытка расширения военно-политического сотрудничества России и США.

"Роберт Гейтс - советолог, он хорошо знает российское руководство периода Горбачева-Ельцина, даже еще раньше. Он был, среди прочего, и аналитиком по России. Конечно, во многом, все будет зависеть от курса администрации США, но, думаю, им будет предпринята попытка расширить военное и военно-политическое сотрудничество с Россией", - отмечал Коэн.

Российские генералы: это холодная война, России надо пересмотреть военную доктрину

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений генерал-майор Владимир Дворкин считает, что заявление министра обороны США Роберта Гейтса о том, что американская армия должна быть готова к возможным военным действиям, в том числе против России, является рудиментом холодной войны.

"Это его заявление означает только то, что новый министр обороны США ничего не забыл и ничему не научился. Говорить о том, что Россия может представлять угрозу для США - это в крайней форме проявление остаточных синдромов холодной войны", - заявил "Интерфаксу" Дворкин, который ранее возглавлял 4-й ЦНИИ Минобороны РФ.

Он считает, что от США "нужно потребовать разъяснений". "Важно понять, что означают эти слова министра обороны США в контексте подписанной руководителями России и США в мае 2002 года декларации о стратегическом партнерстве. Что такого случилось, что эта декларация оказывается совершенно беспомощной, и США, судя по всему, никаким образом не собираются ею руководствоваться", - отметил эксперт.

Бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ, вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что после таких заявлений России "необходимо пересмотреть концепцию своей обороны, пересмотреть военную доктрину и начать серьезнее относиться к проблемам военной безопасности".

По его мнению, начиная с 2001 года тема международного терроризма была для США только прикрытием для создания американских военных баз вокруг границ России. "Развертывание баз в Центральной Азии, расширение блока НАТО, выдергивание Грузии и попытки выдернуть Украину из орбиты русской цивилизации - все это шло в русле войны с Россией", - считает Ивашов.

"Противостояние геополитических противников постоянно продолжалось, менялись только ее формы. Пока идет военно-психологическое давление, но завтра мы можем непосредственно испытать на себе американское военное принуждение", - заявил он.

Депутат Госдумы РФ, генерал-лейтенант Службы внешней разведки России в отставке Николай Леонов сказал в интервью "Русской линии", что "заявление министра обороны США Роберта Гейтса - это не случайная оговорка, а принципиальная позиция Вашингтона по отношению к Москве и Пекину".

"Именно для этого американцы содержат сейчас военный аппарат, который превышает по огневой мощи вооруженные силы всех стран мира, вместе взятых. А военный бюджет США приближается к половине триллиона долларов. Для мирного времени и нормальных взаимоотношений между государствами такие приготовления не допустимы, не нужны такие огромные расходы, и такое техническое перевооружение армии. Очевидно, что США готовятся к большой войне", - считает генерал.

По словам депутата, "политика США по перемещению элементов ПРО к границам России, дислокация военных баз в новых странах НАТО в Средней Азии, говорит только об одном - США рассматривают Россию как потенциального противника". "Не надо строить розовых иллюзий на счет дружественной позиции США, но не стоит и паниковать. Это постоянная линия Вашингтона. Они и раньше рассматривали нас как противника, также смотрят на нас и сейчас, и в этом нет ничего удивительного, - заявил Леонов. - Что же касается Пекина, то я думаю, что XXI век будет веком противостояния именно США и Китая".

Глава Независимого института стратегических оценок: началась новая холодная война

На вопрос, означает ли высказывание шефа Пентагона о непредсказуемости России, что Москве следует ждать угроз от американцев, глава Независимого института стратегических оценок Виктор Мизин заявил: "Новая холодная война уже началась".

Мизин, отвечая на вопрос телерадиокорпорации BBC, сказал, что в руководящих кругах России усиленно возрождают образ военной угрозы со стороны США, присущий периоду советско-американского противостояния.

Он считает, что "российское руководство, глядя на НАТО, не видит ничего, кроме частокола ракет, направленных на Россию". Поэтому, с точки зрения эксперта, "некоторые хотели бы вернуть военное строительство к тому, как оно велось в начале 1970-х годов".

Комментируя слова Роберта Гейтса, Мизин высказал убежденность в том, что российские власти, со своей стороны, "разыгрывают тему антиамериканизма". "В возвращении к советскому образу американской угрозы и состоит так называемая "доктрина Сергея Иванова", - сказал эксперт. Он полагает, что "в планах переделки военной доктрины, с которыми носится военное руководство, идет подталкивание министра обороны к тому, чтобы сказать, что нынешние действия США, в том числе и в СНГ, которое считается сферой законных интересов Кремля, являются угрозой для Москвы".

США окружают Россию системами ПРО

Отметим, США, тем временем, занимаются защитой своих позиций, делая попытки разместить в Польше и Чехии элементы ПРО и перебрасывая радары с Гавайских островов в Тихом океане на Алеутские острова в Беринговом море, поближе к Камчатке. Таким образом США пытаются образовать позиционные районы своей национальной системы противоракетной обороны. По сути, как отмечают российские эксперты, США начали очередной этап мировой гонки вооружений. Хотя точкой отсчета можно считать и 2002 год, когда США вышли из Договора по ПРО, подписанного еще в 1972 году и исправно служившего сдерживанию гонки стратегических вооружений.

Планы США включают установку в Чехии мощного радара, а в Польше - десяти противоракет шахтного базирования. Это вызвало резкую реакцию со стороны Москвы. Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия даст на это "в высшей степени эффективные и асимметричные ответы". "Мы уже сейчас имеем систему противоракетной обороны и систему преодоления противоракетной обороны", - сказал президент, имея в виду, прежде всего, новую ракету "Тополь-М".

Эксперты сделали тогда некоторые предположения относительно целей развертывания ПРО в Восточной Европе. Один из вариантов - Польша и Чехия - это только начало плана, на очереди Венгрия и Словакия и далее до Азиатско-Тихоокеанского региона, где уже наблюдается противоракетная активность. Таким образом, вся территория России будет "обложена" двойками "локатор-ракеты".