Посол России в Литве Александр Удальцов обвинил литовские власти в том, что они привечают российскую оппозицию, давая "противникам Кремля" возможность устраивать на ее территории "слеты", и поставил Литве диагноз "глубинная русофобия". Эти заявления он сделал в интервью еженедельнику "Литовский курьер", данном по случаю Дня России и опубликованном 7 июня.
Говоря о русско-литовских отношениях, посол отметил, что "никаких позитивных подвижек в отношениях между нашими странами уже несколько лет не наблюдается". "Определенные надежды на их вывод из застоя, которые связывались с избранием нового состава Сейма и утверждением нового правительства ЛР, к сожалению, также не оправдались. Скорее, наоборот, мы с сожалением фиксируем даже рост антироссийского градуса в политике Литвы", - заявил он.
Удальцов также посетовал, что "усилиями официального Вильнюса, фактически прервавшего все контакты на межгосударственном уровне, наше сотрудничество загнано в тупик".
В качестве примера недружественных действий властей Литвы посол привел факты "слета" здесь "несистемной российской оппозиции, а точнее, разномастных противников Кремля с участием Михаила Ходорковского, Гарри Каспарова, Михаила Касьянова, Владимира Кара-Мурзы и прочих", а также международную конференцию, посвященная положению крымских татар.
"Началось строительство забора на границе с Калининградской областью, принято окончательное решение о закрытии еще одной русской школы в столице Литвы, - перечислил Удальцов и добавил: Не говоря уже о глубинной русофобии, а также очередном ежегодном докладе литовских спецслужб об оценках угроз национальной безопасности, нашпигованном, как обычно, шпиономанией и другими страшилками с попытками обвинить наших дипломатов в ведении разведывательной деятельности".
По расчетам посла, Литва должна России 72 млрд долларов
Посол прокомментировал также попытки Литвы подсчитать ущерб от "советской оккупации", как здесь называют включение страны в состав СССР. В сентябре 2016 года власти Литвы решились действовать по примеру Латвии и требовать выплат на основе архивов правительства.
Никто из российских официальных лиц не будет обсуждать вопрос ущерба, понесенного Литвой в годы СССР, "тем более в контексте оккупации", - заявил Удальцов.
"На мой взгляд, это скорее внутриполитический вопрос самих Прибалтийских стран. Могу заверить литовских коллег: никто из российских официальных лиц эту бессмысленную и бесперспективную затею обсуждать не будет, тем более в контексте "оккупации", - утверждает российский дипломат.
По оценке посла, находясь в составе СССР, Литва получила возможность развивать свое народное хозяйство в больших масштабах, чем позволяли объемы производимого ею национального дохода. "Это способствовало не только быстрому восстановлению уничтоженного во время войны, но и созданию промышленного производства заново", - указал дипломат.
За 1940-1990 годы в развитие экономики Литвы было направлено около 65 млрд долларов США капитальных вложений, заявил он и перечислил крупные предприятия, которые были здесь созданы в результате этих вливаний: Мажейкский нефтеперерабатывающий завод, Кедайнский химзавод, Йонавский завод минеральных удобрений, Игналинская АЭС.
"Таким образом, очевидно, что возможная постановка вопроса литовской стороной о компенсации Россией, как продолжателем Советского Союза, ущерба, якобы причиненного ЛР в годы ее вхождения в СССР, неправомерна и даже абсурдна", - убежден Удальцов.
Он добавил, что не Литва, а Россия, "как наиболее крупная республика в рамках бывшего Союза, вносившая основной вклад в общий бюджет, вправе поставить Литовской Республике встречный вопрос о компенсации нам средств, собранных, кстати, и за счет других союзных республик и перераспределенных в пользу Литвы, а также за счет поставок из России энергоресурсов, минерального сырья по ценам значительно ниже мировых, на сумму более 72 млрд долларов США".
На днях официальный представитель МИД России Мария Захарова охарактеризовала курс литовских властей в отношении нашей страны как враждебный, а глава МИД РФ Сергей Лавров расценил как "русофобские" действия властей Литвы, начавших строить ограждение на границе с Калининградской областью РФ.