Тело Уго Чавеса будет забальзамировано и помещено в Музее революции, с тем чтобы народ мог видеть его вечно. Об этом объявил вице-президент Венесуэлы Николас Мадуро.
"Принято решение забальзамировать тело президента, чтобы оно сохранилось навечно и народ мог видеть его в Музее революции под стеклянным куполом, - сказал вице-президент. - Чавес будет забальзамирован так же, как российский лидер Владимир Ильич Ульянов-Ленин, вьетнамский лидер Хо Ши Мин и руководитель компартии Китая Мао Цзэдун".
Прощание венесуэльского народа со своим лидером будет продлено как минимум на 7 дней, поскольку число желающих проститься с команданте составляет миллионы, передает ИТАР-ТАСС.
Государственная церемония прощания с Уго Чавесом состоится в пятницу, 8 марта, в 11:00 по местному времени (19:30 мск), сказал Николас Мадуро. Для участия в ней в Венесуэлу прибудут 55 делегаций высокого уровня.
Вслед за этим тело президента будет доставлено в Горную казарму, откуда 4 февраля 1992 года Уго Чавес руководил попыткой военного переворота. В этом здании в ту пору размещался военно-исторический музей, который Чавес хотел превратить в Музей революции, но не успел, напомнил Мадуро.
Теперь там будет выставлен гроб с телом президента, к которому на протяжении не менее семи дней будет открыт доступ для всех желающих проститься с национальным лидером.
Военно-исторический музей стал повстанческим штабом Чавеса благодаря тому, что он расположен в непосредственной близости от президентского дворца "Мирафлорес".
После того, как стало ясно, что попытка переворота не удалась, Уго Чавес согласился обратиться по телевидению к своим соратникам и предложить им сдаться: тогдашний министр обороны решил, что выступление мятежного подполковника по телевидению поможет прекратить кровопролитие и неосмотрительно допустил его к эфиру.
И хотя Чавес предстал перед телекамерами в образе проигравшего, он сумел за счет одного-единственного слова добиться того, чего не смог сделать силой оружия.
Обращаясь к путчистам, которые на тот момент еще продолжали сопротивление, он сказал: "Товарищи по оружию! К сожалению, цели, которые мы себе поставили, пока выполнить не удалось".
Это короткое слово "пока" сотворило чудо: путчисты сложили оружие, а Уго Чавес отправился в тюрьму отбывать наказание за попытку переворота, но уже в статусе народного кумира.
Миллионы неимущих венесуэльцев поняли, что у них появился лидер, на которого можно возлагать самые невероятные надежды.
И эти надежды сбылись, когда Чавес, проведя в тюрьме два года, вышел на свободу, создал свою политическую партию и с легкостью выиграл президентские выборы 1998 года.
Эвита: латиноамериканский прецедент бальзамирования
В связи с объявленным решением венесуэльского руководства забальзамировать тело президента Уго Чавеса местные обозреватели напоминают, что случаи бальзамирования умерших кумиров миллионов в ХХ веке известны не только в России, Китае, Вьетнаме и КНДР, существует прецедент и в Латинской Америке, передает ИТАР-ТАСС.
Помимо Владимира Ленина (1924), Мао Цзэдуна (1976), Хо Ши Мина (1969), Ким Ир Сена (1994) и Ким Чен Ира (2011), этой процедуре также подверглось тело Эвы Перон, национальной героини Аргентины, жены бывшего президента Хуана-Доминго Перона, умершей от рака в 33 года.
Аргентинцы с любовью называли ее не иначе как Эвита. При жизни женщину часто называли святой за сотни школ и больниц для бедняков, открытые за то время, пока Эвита была первой дамой Аргентины.
В день ее смерти 6 июля 1952 года все радиостанции страны объявили: "Скончался духовный лидер нации". Прощание с Эвитой продолжалось 16 дней. Ватикан получил почти 30 тысяч посланий от аргентинских католиков с просьбой канонизировать национальную героиню.
Президент Перон пригласил в Аргентину испанского врача Педро Ару, который посвятил целый год бальзамированию тела Эвиты. На волне всенародной скорби президент пообещал, что в Буэнос-Айресе будет возведен огромный монумент, символизирующий рабочий класс (в три раза выше, чем статуя Свободы в Нью-Йорке), основанием которого станет мавзолей "Знаменосицы бедняков".
Этот поистине фараоновский проект не успел осуществиться: к власти в Аргентине на долгие годы пришли военные, совершившие переворот. Однако возглавивший страну генерал Арамбуру не решился уничтожить забальзамированное тело Эвы Перон, но побоялся проведения похорон, опасаясь, что погребение национальной героини выльется в народное восстание.
Тело Эвиты было отправлено в Италию. Она похоронена на кладбище в Милане под вымышленным именем Мария Магги де Магистрис.
Долгих 14 лет никто, кроме нескольких военных, даже мать аргентинской героини, не знал о местонахождении останков Эвиты, пока глава очередного военного режима Аргентины генерал Лануссе не решил использовать тело покойной в качестве разменной монеты в своих политических играх.
Гроб с телом был извлечен из могилы на миланском кладбище (увидев прекрасно сохранившееся тело молодой женщины, могильщики бросились бежать с криками: "Чудо!"), доставлен в Мадрид и передан Перону, жившему в изгнании в Испании.
Лишь в 1976 году сестры Эвы Перон смогли похоронить ее на кладбище в богатом районе Реколета в Буэнос-Айресе. Тело национальной героини нашло вечный покой в мраморном склепе на глубине 8 метров. По сей день массивная чугунная дверь, ведущая в ее склеп, всегда украшена живыми цветами.
Впоследствии по мотивам невероятной жизни Перон был снят всемирно известный фильм "Эвита" (Evita, 1996), с Мадонной и Антонио Бандерасом в главных ролях. В 1997 году лента получила премию "Оскар" за лучшую оригинальную песню и три премии "Золотой Глобус", как лучший фильм, лучшая оригинальная песня и лучшая женская роль.