После трагедии в Беслане мировая общественность вновь заговорила о чеченской проблеме. Мнения политиков разделились. Одни, в том числе и российский президент Владимир Путин, считают, что любые диалоги с террористами исключены, другие настроены более лояльно и не отвергают такой возможности.
Госдепартамент США в очередной раз заявил о необходимости поиска политического решения конфликта в Чечне.
"В конечном итоге необходимо политическое решение. Мы должны вести поиск того, как создать такую возможность", - заявил официальный представитель Госдепартамента США Ричард Баучер во вторник в Вашингтоне, добавив, что основополагающая точка зрения США остается прежней.
Баучер подчеркнул, что оценки США и России в отношении ряда представителей чеченских сепаратистов остаются различными.
Канцлер ФРГ Герхард Шредер, выступая в среду в бундестаге, категорично заявил, что с террористами не может быть переговоров по проблеме Чечни.
"В Чечне должно быть найдено политическое решение, - сказал глава германского правительства, - но те, кто делает детей жертвами террора, не могут быть партнерами по переговорам по поиску политических решений". Кроме того, в ходе конфликта, по мнению Шредера, "не должна ставиться под вопрос территориальная целостность России".
В свою очередь, Франция не отвергает возможности переговоров с террористами, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" Чрезвычайный и полномочный посол Франции в РФ Жан Каде.
"Мы знаем по своему опыту, что перед лицом терроризма нельзя проявлять своюслабость, - отметил он. - Но каждый случай необходимо рассматривать отдельно, и есть случаи, когда мы ведем переговоры, налаживаем контакты, ищем возможность освободить заложников".
Вместе с тем, по словам посла, "бывали и случаи, когда приходилось применять силу".
"Мы никогда не проявляем слабости перед террористами, потому что это, вконце концов, имеет больше негативных последствий, чем позитивных, - заключил Каде. - Там, где это возможно, тогда, когда это возможно, мы следуем этой линии, и опыт показал, что мы можем это делать".
Новички в ЕС меняют отношение к политике России в Чечне
Британская газета The Times пишет, что бесстрастный вопрос со стороны Евросоюза о том, почему произошла эта трагедия, вызвал гневную реакцию Москвы. То, что Россию шокирует любая реакция, отличная от чистого сострадания, совершенно понятно. Это не просто избыток эмоций на волне трагедии.
Евросоюз, да и США годами позволяли Путину делать в Чечне все что угодно и практически никак на это не реагировали. Теперь ему дали понять, что эта политика больше не приветствуется и об этом будет громко заявлено.
Почему? Первая в ряду причин - вступление в ЕС 10 новых стран Восточной Европы, большинство из которых в прошлом входили в социалистический блок, до сих пор сохранив мрачные воспоминания об имперских замашках России. Сейчас они настояли, чтобы Европа высказала позицию по Чечне, причем критическую позицию.
Это вновь поворачивает Европу в противоположном Вашингтону направлении. США сейчас могут попытаться убедить Россию занять более четкую позицию по Ирану и на других фронтах под лозунгом войны с террором. Но в Чечне, судя по всему, Америка считает жесткую тактику Путина вполне приемлемой.
Скандал разразился, когда министр иностранных дел Голландии Бернар Бот, чья страна сейчас председательствует в Европарламенте, сказал, что в ЕС "хотели бы, чтобы российские власти объяснили, как они допустили эту трагедию".
Российский МИД назвал это заявление "кощунственным" и глубоко оскорбительным. Теперь Бот говорит, что его неправильно поняли, и пытается навести мосты. Но его высказывание противоречит снисходительным настроениям в США и соответствует позиции ЕС.
Отношения Путина с Бушем начинались исключительно хорошо: Буш в свое время объявил, что заглянул в глаза Путина, понял его душу и думает, что это - начало очень конструктивных отношений.
Он ошибался. Отношения стали ухудшаться день ото дня, когда новая администрация решила наказать Россию за связи с Ираном, Северной Кореей и другими недружественными США режимами.
Но Чечня практически не входила в круг обвинений, которые администрация Буша предъявляла Путину.
Европейская позиция отличалась сложностью, в ней были нюансы. Но основная линия была достаточно проста: лидеры основных европейских государств дали Путину понять, что не будут досаждать ему в связи с Чечней.
Сейчас, со вступлением в ЕС новых членов, это уютное положение разрушилось. Даже несмотря на то что и Россия и ЕС утверждают, что этот небольшой конфликт улажен, дело не может на этом закончиться. Ведь за последние пять месяцев в ЕС произошли радикальные изменения, коснувшиеся не в последнюю очередь отношения к России. (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)