Нидерланды опубликовали сотни документов, относящихся к делу о крушении Boeing авиакомпании Malaysian Airlines под Донецком, сообщает агентство RTL Nieuws. Национальный координатор по вопросам безопасности и противодействия терроризму Дик Схооф разрешил обнародование документов после запроса новостных агентств NOS, RTL Nieuws и Volskrant в соответствии с законом о свободе информации.
Всего было опубликовано 569 документов, при этом важная информация в них, например персональные данные, скрыта. Еще 147 документов держатся в секрете. В качестве причины Дик Схооф назвал необходимость защитить частную жизнь людей, упомянутых в документах и связанных с жертвами или расследованием, а также некие внутренние соображения ведомства: рассекречивание отдельных документов в будущем может помешать "беспрепятственному обмену аргументами".
Большую часть документов составляют электронные письма, которыми обменивались члены кризисного центра, созданного после авиакатастрофы. Фонд общественного вещания Нидерландов публикует массив документов с разбивкой по нескольким темам, в том числе внутренний документооборот, транспортировка и идентификация останков, взаимодействие с близкими погибших и так далее.
Отдельный раздел посвящен заявлению бывшего министра иностранных дел Франса Тиммерманса о кислородной маске, якобы обнаруженной на одном из погибших. В переписке говорится об отсутствии ясности в этом вопросе и необходимости исследования, которое поможет определить, использовалась ли маска в действительности.
Кроме того, участники переписки обсуждали взаимодействие с близкими погибших по таким вопросам, как книги соболезнований, транспортировка останков, национальный день памяти и встречи родственников погибших.
Также из опубликованных документов стало известно о многочисленных сообщениях от свидетелей катастрофы, поступивших в распоряжение прокуратуры Нидерландов. Как пишет De Telegraaf, следователи получили 170 электронных писем, 135 звонков, сообщение в Skype и "ответную реакцию" из соцсети "ВКонтакте", которая в публикации названа российским аналогом Facebook. Значительная часть этих свидетельств исходят с востока Украины, где произошла катастрофа.
В переписке также отражено неприглядное поведение некоторых людей после катастрофы: так, торговцы камнем буквально атаковали мэров нидерландских городов письмами с предложениями о продаже материала для строительства памятника. Кроме того, в письмах фигурируют данные о поддельных учетных записях в соцсетях, которые вели на сайты с вредоносным программным обеспечением, прикрываясь памятью о погибших.
Кроме того, как выяснилось, участники нидерландской поисковой группы, которая занималась отправкой тел погибших на родину, подвергли свое здоровье серьезному риску: как пишет De Telegraaf, они контактировали с повышенными концентрациями асбестового волокна. В свою очередь, эксперты, занимавшиеся генетической идентификацией останков, подвергались риску из-за постоянного контакта с формальдегидом.